Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
Народная художественная культура предстает как многомерный феномен, имеющий сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством . Народная художественная культура рассматривается с точки зрения самостоятельного, исторически обусловленного типа культуры, имеющего свои формы, механизмы, стратификацию и другие структурные факторы. В настоящем понимании традиционная народная художественная культура трактуется как сфера проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей, сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурно-историческом опыте народа.
Понятие "обычай" более широкое чем понятие "обряд". В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение . По мнению Р.Ф. Итса, обычай — это "установленное правило поведения в данной этнической общности ". Таким образом, обычай — это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности. Определяя "обряд" С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, "цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием ". В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют. В научной литературе синонимом понятия "обряд" часто выступает понятие "ритуал".
Праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа. Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т.д.
Художественные элементы праздников и обрядов В старину к большому празднику в селе или в малом Российском городе начинали готовиться за неделю. Мужчины тщательно убирают двор, запасают дрова на весь праздник, колют скотину на мясо, покупают водку и другие съестные припасы, отдают мастерам поправлять обувь, одежду или шьют то и другое новое. Женщины тщательно убирают в избе или в доме, варят пиво, готовят себе и на все семейство праздничную одежду. Религиозный праздник на селе или в городе - это не только посещение церкви, но это и праздник встречи гостей, это разгульное пиршества и веселые гулянья с ярмаркой, качелями, со своими запевалами. Главный ритуальный запрет - не осквернять праздничного времени работой. Особенностью празднества Рождества Христова было славить Христа. Вообще время от дня Рождения Христа до Богоявления проводилось разгульно; пьянство доходило до бесчинства, тут-то чаще всего происходили кулачные бои; по улицам ходили толпы песельников, а халдеи бегали в своих нарядах по селу или городу и обжигали встречным бороды. В старинных обрядово-праздничных традициях наиболее живучими оказываются собственно народные традиции в праздничном времяпрепровождении, играх, развлечениях, досуге, во встречах родственников, в проведывании кумовьев, молодоженов и т.д. Именно это социально-бытовое ядро престольных праздников оказалось жизнестойким и не утратило своих этических функций даже в наше время. Семейные праздники. Здесь идет передача традиционных культурных форм общения и праздничного досуга от поколения к поколению. Семейные праздники укрепляют семью, с детства формируют атмосферу отчего дома, приносят радость детям, укрепляют здоровье. Устроить в доме праздник да еще с пирогами - дело чести любой хозяйки. Скорее всего, особенно прочна та семья, в которой культивируются и всячески поддерживаются традиции семейных праздников. Между тем их у нас в наше время стало мало. Восстановление этой традиции связано со многими трудностями, в том числе с решением проблем домашнего воспитания, культуры общения, нравственности, в первую же очередь - так остро обозначившихся в обществе социально-экономических противоречий. Осенний цикл славянских праздников. Осенью, во время уборки урожая, для игр и развлечений времени было мало. Поэтому осенний обрядовый фольклор небогат. К тому же, у русских песни, связанные с жатвой, сохранились только в местах, соприкасающихся с Белоруссией. Обряд «зажинок» состоял в том, что вязали первый сноп, обмолачивали его, пекли из новой муки хлеб и освящали его; женщины и девушки делали из колосьев венки и с зажиночными песнями торжественно относили домой первые снопы. Народная мечта о получении больших урожаев вылилась в почитание наиболее плодоносного стебля. Выйдя на жнитво, крестьяне отыскивали «житную матку», или «спорынью»,— так назывался стебель, на котором было 12 колосьев. «Житные матки» с песней относили домой, хранили до нового посева, и зерно их высевали первым. Во всём этом сказался стихийно-материалистический характер наблюдений трудового крестьянства над природой.
С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места на место, лес полон каких-то страшных сил, непонятных звуков…
Таким образом, Народная художественная культура является одной из составляющих глобальной системы художественной культуры общества и активно взаимодействует со всеми ее образованиями
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы