logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Культурно-досуговая среда учреждений культуры

Культурно-досуговая среда является местом общения, досуга, рекреаци, повышение уровня культуры. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека. Сосредотачивает в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговая среду структур, воссоздания условий целостного восприятия культурно-досуговых программ.

Понятие культурно-досуговая среда используются для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и так далее.

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Человек не только определенным образом ведет себя в соответствующем культурно-досуговом окружение, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашенное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими значениями, носит в памяти его образы.

В структуру объектов культурно-досуговой средывключены культурно-досуговый комплексы, культурно-досуговые центры, культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие разнообразные виды культурно-досуговой деятельности.

Для каждого типа культурно-досугового учреждения, в большей или меньшей степени, это внешнее и внутреннее предметно-пространственное окружение: ландшафт, архитектура и дизайн самого культурно досугового объекта. Каркасом внутриннего пространства, или интерьера, являются внутренние капитальные конструкции, определяющие пределы и основные членения пространства внутри здания. Каркас служит основой, на которой развертываются изменения и рекомбинации, происходящие в пределах системы культурно-досуговой среды.

Второй слой стабильных элементов окружения служит наполнением каркаса. Это элемент дизайна фасада здания, символизирующие характер деятельности, световое решение, информационно-рекламные объекты; это элементы отделки внутреннего пространства, некапитальные перегородки, внутренняя мебель, сцена, зал, подиумы, произведения скульптуры и дизайна, произведения других видов искусств.

К третьему слою предметно-пространственного окружения в культурно-досуговой среде можно отнести вещное наполнение пространственных структур, обеспечивающее осуществление конкретных культурно-досуговых процессов: мебель, крупные, привязанные к определенному месту предметы оргтехники, музыкальные центры, осветительные устройства, музыкальные инструменты, теле- и видеоаппаратура, игровые аппараты и т.д.

И наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культурно-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: визуализированная и текстовая оперативная информация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обеспечения культурно-досуговой среды.

Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она превратится в безжизненное пространство.

Культурно – досуговая среда, таким образом, выступает как условие разностороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства.

Предметность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие специфические признаки.

Культурно-досуговая среда объектов культуры – это предметно – опосредованное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения.

Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстетической и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия.

Формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее задач.

В данный период в качестве субъекта культурно-досуговой деятельности выдвигается человек, который наделен собственными потребностями и социально – демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения культурно-досуговых учреждений.

Со сменой представлений о культурно-досуговой деятельности, по-новому решаются вопросы проектирования культурно-досуговых учреждений. Планировка внутреннего пространства и его дизайн решаются на основе необходимости реализации социальных требований. В новых культурно-досуговых учреждениях теперь предусматриваются разнообразные помещения, обеспечивающие удовлетворение культурно-досуговых потребностей различных категорий населения. Архитекторы, дизайнеры, при проектировании новых культурно-досуговых учреждений предусматривают соответствующие помещения: комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что:

- культурно досуговая среда своей внутренней структурой позволяет моделировать общественные процессы и тем самым утверждать собственный культурный статус;

- превращение культурно – досуговой среды учреждений культуры в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

- культурная среда по своей природе носит двойственный характер: она осознается и как внешняя, неопознанная, противопоставленная внутреннему пространству собственного дома и как знакомая, освоенная личностью домашняя среда.

Следовательно, культурно-досуговую среду сегодня следует рассматривать как самостоятельное, устоявшееся явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции подобно производственной, бытовой, городской и другим видам среды; культурно-досуговая среда представляет собой явление культуры, способное комплексно взаимодействовать на личность, ее ценностно-эстетическое самоопределение; культурно-досуговая среда формируется на принципе социально-культурного, психологического взаимодействия с ней человека в ситуации деятельности; культурнго-досуговые учреждения являются основными носителями культурно-досуговой среды.

  1. Реклама в культурно-досуговой сфере

Реклама - это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Деятельность учреждений культуры в области рекламы может быть сосредоточена на: рекламе произведений литературы, искусства, культуры; рекламе собственной продукции, товаров и услуг; рекламе товаров и услуг сторонних предприятий, организаций и фирм.

Реклама функционирует по единым зако­нам, но ее виды имеют свою специфику, обусловленную особенностями рекламируемых ценностей.

Прежде всего, реклама - это информация и коммуникация, от качества которых зависит ее действенность и эффективность. Реклама - это инструмент, с помощью которого потребителю, клиенту или зрителю дается такая информация, которая побуждает его приобрести рекламируемый товар.

Исходя из целевого назначения рекламы ее можно условно разделить на рекламу материальных и рекламу духовно-интеллектуальных ценностей и услуг. Культурно-досуговая деятельность относится к духовно-интеллектуальной сфере.

Приступая к рекламе культурно-досуговых программ, необходимо:

- определить основной круг реальных и потенциальных зрителей

или участников программы;

- охарактеризовать их по демографическим (возраст, пол), географическим (район проживания, тип местности, климат) признакам, по принадлежности к определенной социальной группе, уровню образова­ния и культурных запросов, степени подготовленности к восприятию предлагаемых программ, уровню доходов;

-установить, есть ли конкуренты, и если есть, то в чем можно их превзойти;

-изучить историю создания творческого коллектива или организации, их планы на ближайшее время и на перспективу.

На эти условия указывает Рощупкин С. Н.

Создание и распространение рекламы требует определенных затрат. Факторы, которые определяют рекламный бюджет:

- размеры охватываемой территории, то есть территории, где живут реальные и потенциальные зрители или участники предлагаемой про­граммы;

- получаемая прибыль;

- затраты на рекламу конкурентов;

- финансовые ресурсы;

На имидж, то есть образ организации, творческого кол­лектива, будет оказывать влияние вся организация рекламной деятель­ности, но начинается он с фирменного стиля, который воспринимается как гарантия высокого качества предлагаемых мероприятий и помогает закрепить желательное для его организаторов отношение к коллективу.

Фирменный стиль - это набор графических, дизайнерских, цвето­вых, словесных, типографских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство всей информации, исходящей от организации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Фирменный стиль помогает реальным и потенциальным зрителям или участникам меро­приятий находить рекламные обращения их организаторов среди потока информации. Он повышает действенность рекламы и в итоге ее эффективность. Заказывать фирменный стиль надо профессионалам, предоставляя им необходимую исходную информацию:

- полное и точное название организации или коллектива;

- полный адрес, телефон, телекс, телефакс;

- основные направления деятельности;

- планы на будущее;

- характеристика основных групп зрителей или участников мероприятий;

- основные рекламные средства, которыми организация планирует пользоваться;

- основной круг понятий, который должен характеризовать имидж организации.

Фирменный стиль начинается с товарного знака или эмблемы фирмы.

Графический знак, эмблема - это символ, представляющий определенную, досуговую организацию. Он не должен от­ражать весь набор предоставляемых ею услуг. Логотип знакомит потен­циального зрителя или участника программы с позицией, кредо органи­зации, причем мгновенно, создавая у аудитории определенное настрое­ние.

Что предпочесть: графический или словесный знак? Если деятель­ность культурно-досуговой организации сильно дифференцирована, лучше создать оригинальный словесный знак, ибо с помощью одного рисованного символа отразить это очень трудно.

Другим важным составляющим фирменного стиля является фирменный шрифт, которым будут набираться рекламные обращения.

Прежде всего, надо добиться, чтобы шрифт был удобочитаемым.

В рекламе необходим ведущий цвет, связанный с ее главной идеей. В композиции рекламного листа должен быть цвето­вой центр, совпадающий со смысловым. Для привлечения внимания зрителей и выделения рекламы из окружающей ее простран­ственной среды используют контрастные цветовые отношения.

Количество фирменных цветов и выбор конкретного цвета зависит от характера и специфики мероприятий, демографических и других характеристик целевых групп воздействия, особенностей психологии восприятия цвета.

Кроме графического или словесного знака необходим слоган: постоянный девиз, лозунг, кредо, призыв, рекламная формула досуговой орга­низации. Крите­рии оценки слогана:

1. Он должен отражать особенности имиджа организации и вызы­вать ассоциации с ее названием.

2. Рекламная фраза должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики.

3. Не допускается возможность двоякого толкования слогана: он должен однозначно восприниматься на слух с первого раза.

4. Обязательны простота и отсутствие замысловатости и сверхоригинальности.

Следующий этап в работе с рекламой - создание рекламных обра­щений. Текст - органическая часть рекламы, связанная с изображением, содержанием, местоположением, цветом. Лаконичный, емкий и точный по смыслу текст, который не повторяет то, что сказано рисунком, и яв­ляется ярким по мысли, остроумным, запоминающимся, кратким, сле­дует размещать в наиболее удобочитаемых местах листа.

Текст рассчитан на мо­ментальное восприятие, поэтому должен отличаться лаконизмом, до­ходчивостью, привлекательностью. Слово уточняет и дополняет смысл изображения.

Образность - эффективное и практически неисчерпаемое средство усиления действенности текста в листовой рекламе

Принципы построения рекламного обращения и требования к нему:

1. Выделение уникального предложения организации.

2. Наличие в обращении одной, максимум двух основных рекламных идей.

3. Краткость рекламного текста.

Требования к дизайну рекламного обращения. Его основные составляющие:

1. Размер и форма объявления.

2. Цветовые и штифтовые акценты.

3. Различные типографские украшения.

4. Пробельный материал, используемый как "воздух".

5. Иллюстрации.

Макет рекламного обращения определяется понятиями: сбалансированность, контрастность, пропорциональность, угол зрения и целостность восприятия.

Сбалансированность - это такая компоновка всех элементов обращения, при которой оно хорошо смотрится и воспринимается.

Контрастность усиливает привлекательность и читаемость рекламного объявления.

Пропорциональность - это количественная взаимосвязь частей и целого.

При создании иллюстрированных рекламных обращений следует учитывать:

1. Место для эмблемы и логотипа.

2. Фотографии, которые привлекают больше внимания, чем текст.

3. Художнику следует найти интересный, неожиданный поворот в теме.

При построении рекламных обращений обычно используется композиция из четырех частей:

1. Слоган.

2. Зачин (небольшой текст, раскрывающий основную мысль слогана). 3. Информационный блок (основной текст, информирующий и аргументирующий предложение).

4. Справочные сведения: адрес, контактные средства связи и т.д.

Рекламное обращение должно убедить зрителя или участника культурно-досуговой программы в ее преимуществах.

Для подготовки рек­ламного обращения со­ставляется опросный лист. Вот примерный перечень вопросов:

1) Официальные реквизиты.

2) Основные цели рекламной деятельности.

3) Перечень предлагаемых программ.

4) Основные качества рекламируемых программ.

5) Перечень известных участников программ.

6) Иллюстративный материал для рекламных обращений.

7) Отзывы "престижных" участников ваших программ.

8) Рекламный бюджет.

Таким образом, мы охарактеризовали основные рекламные понятия и методы работы, которые могут быть успешно использованы в рекламировании культурно-досуговых программ