Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
Анкетирование относится к методам опроса. Различают устные опросы (интервью) и письменные (анкетирование).
В зависимости от способа проведения анкетирования опросы могут быть:
Раздаточными (анкеты раздаются респондентам на руки);
Почтовыми (рассылаются по почте);
Прессовыми (печатаются в прессе).
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание форм ответа.
Классификация вопросов:
1. По содержанию вопросы могут быть направлены на выявление:
Событийной (в основном фактологической) информации, о фактах поведения респондента в прошлом или настоящем (включая факты его биографии), а так же об условиях и продуктах его жизнедеятельности.
Клинические (направленные на выявление мнений и мотивов деятельности или поведения людей, их мнения, суждения, оценки, намерения, отношение к различным явлениям жизни, в том числе к себе и к своим поступкам).
Статусные вопросы (вопросы положения), которые позволяют получить так называемые паспортные данные респондента: его пол, возраст, образование, семейное положение, специальность и т.д.
2. По форме вопросы могут быть:
Открытый вопрос предоставляет полную свободу высказывания, ответ записывается на предусмотренном ниже вопроса свободном месте. Однако обработка ответов на такие вопросы существенно затруднена.
Закрытый вопрос предполагает выбор одного или нескольких готовых ответов (подсказок) из списка, прилагаемого к вопросу, это позволяет исследователю более строго интерпретировать ответы и облегчает их последующую обработку (хотя зачастую и ограничивает свободу высказываний респондентов).
Полузакрытый вопрос представляет собой сочетание открытой и закрытой формы (перечень готовых ответов с последующей свободной строкой, позволяющей респонденту дописать свой вариант ответа).
3. По функциям различают:
Основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования.
Контрольные вопросы, которые ставятся дополнительно к основным с целью повышения достоверности ответов.
Фильтрующие вопросы, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для выделения («фильтрации») той части опрашиваемых, которая способна компетентно отвечать на последующие вопросы (например, прежде чем спрашивать респондента об учебе, необходимо задать ему фильтрующий вопрос: «Учитесь ли Вы в настоящее время?»
4. По смыслу формулировки (отношение к информации, высказываемой респондентом)
Прямые вопросы (не содержат скрытого смысла) и ответ на него интерпретируется в том же прямом смысле, как его понимает опрашиваемый. Однако «лобовая» форма не всегда приемлема. В этих случаях нужно задать вопрос в косвенной форме.
Косвенный вопрос, позволяющий получить интересующую исследователя информацию «обходным» путем. Например, об удовлетворенности человека своей профессией можно судить по ответу на вопрос: «Хотели бы Вы сменить свою профессию?».
Личные вопросы, адресованные непосредственно самому респонденту (типа: «Как Вы считаете?»). Однако иногда отвечающему легче присоединиться к чужому мнению, чем высказать собственное.
Безличные вопросы («Некоторые люди считают, что...Согласны ли Вы с ними?» и т.д.)
Трюковые вопросы (вопросы-ловушки) позволяют определить степень искренности ответов (вопросы о несуществующих событиях, предметах, произведениях, авторах).
Прожективные вопросы (проективные) направлены на выяснение поведения человека в вымышленной ситуации (вопросы типа «Что бы Вы сделали, если бы?»)
Структура анкеты:
1)Введение. Оно содержит сведения о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы полученные данные, гарантию анонимности опроса, инструкцию по заполнению анкеты.
2)Вступительные вопросы. Они должны заинтересовать респондента. Это вопросы событийного плана, относящиеся к фактам биографии респондента, описанию его работы, бытовых условий.
В средней части анкеты можно задать более сложные вопросы (клинические)
Заключительные вопросы анкеты должны быть по возможности не сложными.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы