logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса

Аннотация. «Технологии СКД», «технологический процесс СКД», «форма СКД». На основе методических особенностей форм определяются подходы к их конструированию. Обозначается структура технологического процесса в учреждениях СКД, основными компонентами которой являются организаторская и методическая деятельность. Обосновывается форма как элемент технологического процесса. Определяются основные этапы подготовки форм к вовлечению в СКД население.

Технологии СКД – последовательная системная реализация научно обоснованного проекта на практике, гарантирующая результат СКД

Технологический процесс – последовательная, системная процедура развития СКД.

Совокупность последовательных действий для достижения результата в СКД.

Технологический процесс предполагает положительные качественные изменения методов, форм, средств, содержания, субъектов и объектов СКД.

Технологический процесс предусматривает разработку концепции, выбор диагностируемых критериев, процесс целеобразования, организацию педагогических ситуаций, осуществление контроля за достижением результатов, обеспечение динамики процесса.

Технология – это деятельность, но опредмеченная трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Вопросы теории и практики форм СКД раскрыты в работах Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильниковым, В. А. Моностырским, А. Д. Жарковым, А. Ю. Стрельцовым, С. А. Шмаковым, Е. И. Григорьевой, Г. Н. Новиковой, В. В. Поповым и др.

Формы предусматривают решение самостоятельных задач, основываются на использовании комплекса различных средств, методов, приёмов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Форма СКД - это запланированная информационно-просветительная ситуация, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на определенную аудиторию и ставящая цель донесения определённой информации до предполагаемого объекта.

Тождественно понятию форма - мероприятие. Формы, методы и приемы организации деятельности следует использовать в комплексе. Удачный опыт одного автора не всегда интерпретируется так же в других условиях. Поэтому характер форм, мероприятий их эмоциональное воздействие, содержание должно быть ориентировано на конкретную аудиторию.

Велико разнообразие форм. Оно колеблется до 4000. СКД реализуется через различные формы, мероприятия. Мероприятие представляет совокупность различного рода воспитательных воздействий, с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчинённой единой комплексной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих целостное образование. Мероприятие может быть связано с началом нового этапа деятельности, где даётся «старт» идее. Может быть окончанием задуманного, тогда это мероприятие - итог прожитого, коллективного достижения. Из системы мероприятий складывается процесс СКД.

С. А. Шмаков понятие «мероприятие» раскрывает как «мера приятного» от познания нового, от общения с друзьями, от ощущения своей значимости, возможности показать себя. Тождественно мероприятию понятие коллективного творческого дела КТД. В его основе лежит комплексно-деятельностный подход. Он требует организации различных видов деятельности детей и подростков: познавательной, художественной, научно-технической, досуговой, эколого-краеведческой, трудовой, ценностно-ориентировочной, свободного общения. Предполагает органичное сращивание всех видов деятельности, дополнение их друг другу, взаимное влияние в СКД. Конструирование КТД происходит по алгоритму:

-целеполагание (анализ ситуации, цели, задач),

-планирование (обеспеченье условий выполнения целей и задач);

-организация и подготовка КТД (продумывание содержания, форм и методов, привлечение различных средств);

- непосредственное осуществление КТД

- анализ достигнутых результатов.

Моделирование форм социально-культурной деятельности должно включать:

- когнитивный аспект - получение новой информации, интеллектуальное развитие;

- эмоционально-ценностный аспект - переживание личной значимости деятельности, понимание ценностных аспектов жизненных ситуаций, ценностное восприятие явлений окружающей действительности;

- поведенческий аспект – расширение поведенческого репертуара, формирование навыков волевой регуляции поведения.

Следует опираться на две тенденции поиска форм и содержания:

1.Изыскательную – поиск новых идей, перспективного для развития интересов.

2. Нормативная – опора на сложившиеся модели досуга но имеющие новизну, инновации

При конструировании форм следует учитывать их методические особенности: Формы с постоянным набор конструктивных элементов - методический рисунок задан в названии формы. Формы свободного творчества - в названии выражена только методическая идея. Формы с организационно-содержательной идеей - совокупность приёмов, средств, структура и содержание деятельности сконструированы в различных сочетаниях. Стабильна только идея.

Существует два методических подхода к конструированию формам.

Первый состоит в том, что конструирование идёт от формы, выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку. Методический рисунок формы проступает в их видовом названии (Конкурс, турнир, ярмарка, фестиваль и т.д.) Формы воспитательной работы как бы моделируют отдельные факты и события жизни в игровом варианте.

Второй подход позволяет пойти от конкретной содержательной идеи и соответственно ей приобрести определённую форму. Рассматривая форму как совокупность приёмов и средств следует ответить на вопрос, без каких приёмов и средств организовать данную форму невозможно?

Как целостная система технология СКД имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему её назначению, подчиняясь при этом определённым принципам и объективным закономерностям развития.

Отсюда структура технологического процесса в учреждениях СКД выглядит следующим образом: социальный заказ; цель; содержание; форма; методы; средства достижения цели; субъективно – объективные, объективно – субъективные отношения; материально – техническое и кадровое обеспечение; корректировка цели; конечный результат (программа), анализ.

Основные компоненты технологического процесса следует определить по двум слагаемым:

Iэтап: подготовительный. Его цель: привлечение к участию в событии как можно больше участников. Задачи: выявление инициативных участников, их досуговые интересы.

  1. Дать объявление.

  2. Поиск гарантированных участников.

  3. Разработка плана событий, сценария.

  4. Разработка финансово – экономической основы.

  5. Информационно – рекламное обеспечение. Рекламные компании.

6.Создание микрособытийных ситуаций: предварительная беседа; создание рекламной продукции; договоренность лидеров; ознакомление с предполагаемой программы.

7. Коррекция первичного плана, создание нового.

IIэтап: событийный.

Цель: Создание условий самореализации всех участников событий.

- Информационное обеспечение хода события.

- Отслеживать траекторию движения посетителя (объявления по радио, расстановке указателей – табличек).

-Необходимо предусматривать: сценарное содержание; место расположения; время работы; корректировку ситуативную (об изменениях в программе); поиск новых инициативных людей (тактика общения).

Формы являются организационным элементом технологического процесса СКД. Формы социально-культурной деятельности различаются по времени подготовки, по способу организации, по характеру включений в деятельность, по целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям. Конструктивные элементы формы определяют методику организации и проведения (конкурсы, акции, посиделки, фестивали, коллективные творческие дела и т. д.). Планирование и организация СКД должна представлять собой процесс, протекающий следую­щим образом: цель определяет задачи, которые в свою очередь определяют выбор материала. На основе этого происходит от­бор наиболее соответствующих задачам и направленности мате­риала форм. Далее составляется сценарий мероприятия, проводится необходимая организационная работа. В итоге ис­полнительское решение определенной формы или ее разно­видности выносится на аудиторию, анализ проведения формы, постановка новой цели и т.д.