logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Конфликт ( от лат.- столкновение) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (ценностей, интересов, целей) в сознании отдельного индивида; в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями.

Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

- Структура конфликта:

В каждом конфликте выделяются такие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции.

Предмет конфликта - это то противоречие, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство; проблема, которая служит основой конфликта.

Участниками конфликта называются все лица (частные, официальные, юридические), имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению.

Условия протекания конфликта - это микро- и макросреда, в которой развивается конфликт, социальное окружение его участников, существенно влияющее на понимание содержательной стороны конфликта, его целей и мотивов.

Мотивы сторон - побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Поэтому различают мотивы явные и скрытные.

Цели сторон - то, чего добиваются конфликтующие субъекты. Различают стратегические и тактические цели.

Позиции участников конфликта - это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в поведении и поступках.

- Динамика конфликта: исследователи выделяют три основных периода развёртывания конфликта: предконфликтный, открытый и послеконфликтный.

Предконфликтный период включает этапы: возникновение проблемной ситуации; осознание её субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить эту ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.).

Открытый период представляет собой собственно конфликт. Он начинается с первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончиться. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим и т. д., происходит разрастание конфликта.

Последний этап открытого периода конфликта - его завершение. Наиболее распространёнными формами завершения конфликта считаются следующие: урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период состоит в частичной или полной нормализации отношений оппонентов, преодолении негативных оценок, установлении доверия, налаживания продуктивного сотрудничества.

Слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту называются конфликтогенами.

"Способы предупреждения конфликтов: не употреблять конфликтогенов; не отвечать конфликтогеном на конфликтоген; проявлять симпатию к собеседнику; делать благожелательные посылы по отношению к партнёру.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Ученые выделяют 5 основных стратегий поведения при конфликте.

Соперничество (конкуренция). Это стратегия открытой борьбы за свои интересы, навязывания другой стороне собственной точки зрения, выгодного для себя решения.

Этот стиль считается эффективным в том случае, если человек обладает властью и волевыми качествами. К недостаткам этой стратегии относится подавление инициативы противоположной стороны, возможность повторения всплеска конфронтации.

Сотрудничество. Данная стратегия направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. По мнению специалистов, это самый трудный стиль поведения, однако именно он позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Такой стиль требует от участников конфликта выдержки, самообладания, уважительного отношения друг к другу. Этот стиль побуждает людей к открытому обсуждению их проблем. Всё это требует определённого времени и терпения

Компромисс.Это стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки. Суть данной стратегии заключается в том, что стороны частично выполняют свои желания, а частично желания оппонента. Компромисс нередко является удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению. Стиль компромисса в некоторой степени напоминает сотрудничество, однако отличается от него более поверхностным характером.

Сотрудничество позволяет выработать долгосрочные взаимовыгодные решения, а в результате компромисса может быть найден лишь временный подходящий вариант. Возобновление конфликта в изменённом виде становится неизбежным.

Избегание (уклонение). Суть названной стратегии заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём. Обычно к этому стилю прибегают, когда нет необходимости отстаивать свои права, когда стороны не сотрудничают для выработки решения проблемы, а сама проблема не является столь важной, чтобы тратить на неё силы. Такой стиль тоже уместен, если оппонент обладает большей властью или человек чувствует себя не правым, поэтому у него нет оснований бороться за собственную позицию.

Приспособление.Так называется стратегия сглаживания противоречий за счёт собственных интересов. Человек жертвует своими интересами в пользу оппонента, уступая ему и жалея его.

Этот стиль целесообразно использовать, когда исход дела важен для другого человека и не очень существен для вас. Обычно так поступают, когда не очень рассчитывают на положительное для себя решение проблемы и собственный вклад в дело не велик. Если приходится уступать в важном для себя, то возникает чувство неудовлетворенности и обиды. В такой ситуации стиль приспособления не желателен.

Стратегия приспособления даёт возможность выиграть время, добиться отсрочки в решении проблемы, этим он напоминает стиль уклонения.

Разрешение конкретных конфликтов требует использования различных стилей поведения, поэтому важно владеть технологиями всех стратегий и, в зависимости от обстоятельств, применять наиболее предпочтительные.