Система досуга и рекреации за рубежом
Под воздействием индустриальной революции на Западе процесссоциально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система подготовки кадров специалистов-рекреаторов.
Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения.
Непосредственное рекреационное обслуживание населения в рамках государственного сектора осуществляется специальными агентствами, основной целью деятельности которых являются разработка и реализация соответствующих программ. Рекреационные агентства государственного сектора в соответствии с административно-территориальным давлением подразделяются следующим образом: агентства федерального уровня, агентства штабов или провинций и агентства местного уровня (муниципалитетов).
Федеральные рекреационные агентства созданы на базе целого ряда правительственных департаментов и их основной функцией является решение проблем рекреационного обслуживания населения на общегосударственном уровне.
Федеральные рекреационные агентства стремятся к созданию оптимальных условий по обеспечению широких слоев населения средствами загородной рекреации на больших территориях общенационального значения. На этих территориях располагаются переданные законодательным порядком в общественное пользование рекреационные участки и объекты. Под охраной государства находятся наиболее интересные, ценные и уникальные природные объекты, которые образуют систему рекреационных территорий национального значения и используются для разнообразных видов загородной рекреации.Основными задачами таких агентств являются, во-первых, осуществление мер по разумной эксплуатации и сохранности рекреационных территорий и, во-вторых, строительство и эксплуатация рекреационных объектов, находящихся на данной территории.
Западные федеральные агентства направляют деятельность на развитие туристско-экскурсионного обслуживания своих и иностранных туристов, что имеет значительную экономическую выгоду для государственного бюджета. Финансовые ресурсы для обеспечения федеральных программ в области рекреационного обслуживания населения складываются из двух основных источников: средств, выделяемых из федерального бюджета, и средств, получаемых от реализации отдельных видов рекреационных услуг.
Важным направлением деятельности органов федерального уровня является всемерное содействие развитию художественного творчества как неотъемлемой составной части досуговой деятельности.
Под эгидой правительств созданы Национальные фонды поощрения искусства. Они основаны для обеспечения условий поддержки и развития всех видов художественного творчества, а также в целях поддержания особой атмосферы для процветания искусства. Основными задачами деятельности фондов являются поощрение индивидуального и организованного общественного творчества и мастерства; поддержание творческого потенциала настоящего и будущих поколений путем сохранения лучших образцов всех форм национального искусства, отражающих творческое наследие по всему спектру его этнического и культурного многообразия; создание равных возможностей для всех граждан по приобщению к высокому искусству.
Целью деятельности данных фондов является всемерная поддержка образования, исследовательской деятельности и общественных программ в сфере гуманитарного знания. Для реализации этой цели фонды выделяют гранты стипендиатам, которыми могут являться как частные лица, так и организации, и в том числе учреждения, непосредственно связанные со сферой досуга, - музеи, библиотеки, общественные агентства и некоммерческие частные организации.
Распространившийся в последние десятилетия в Северной Америке «туристический бум» дал толчок для организации туристических агентств на уровне штатов (в США), провинций (в Канаде) и расширение объема соответствующих услуг как в области международного, так и прежде всего в области внутреннего туристического обслуживания.
В соответствии с законодательством, на основании которого был создан федеральный фонд поощрения искусств в США, на уровне штатов организованы соответствующие агентства, целью деятельности которых является всемерная помощь развитию всех видов искусства. Агентства осуществляют меры по оказанию целевой финансовой помощи в виде грантов учреждениям искусства, соответствующим учебным заведениям, а в некоторых случаях и частным лицам, и кроме того, оказывают техническую помощь при реализации культурных программ и организации соответствующих конференций и семинаров для творческой интеллигенции.
Рекреационные агентства, созданные под эгидой государственных органов местного уровня, поддерживают наиболее тесный контакт с населением. Так называемая «муниципальная рекреация» - рекреационное обслуживание на городском уровне – является определяющим фактором эффективности деятельности государственного сектора.
Муниципалитеты располагают широкой сетью городских парков, большим количеством плавательных бассейнов, игровых площадок, досуговых центров, и других рекреационных объектов.
Во многих крупных городских центрах действуют самостоятельные департаменты: департамент рекреации, департамент парковой администрации, департамент культурно-зрелищных учреждений. Однако в небольших городах обычно существует объединенный департамент рекреации парковой администрации.
Муниципальные рекреационные программы строятся с учетом интересов широкой общественности и в соответствии с основными направлениями досуговых интересов населения. Главными видам рекреационной деятельности являются: спорт и спортивные игры; загородная рекреация; исполнительское искусство; путешествия и туризм; хобби; социальная рекреация; добровольная общественная деятельность.
В некоторых случаях плата за посещение, например, концертных залов, музеев, бассейнов и т.д. составляет лишь часть затрат на их содержание, которое в основном финансируется местными властями.
При этом главную роль играют органы местной администрации, что обеспечивает условия устойчивого функционирования всего государственного сектора рекреационной сферы.
Некоммерческие досуговые организации представляют собой довольно большой сектор в общей досугово-рекреационной сфере, обеспечивающей население большим объемом разнопрофильных досуговых программ и услуг. По подсчетам, например, американских специалистов ежегодный объем финансовых расходов в рамках данного сектора в США превышает 15 миллиардов долларов.
В рамках данного сектора функционируют многочисленные крупные общественно-добровольные организации и учреждения, например, молодежные организации «Бойскауты» и «Герлскауты». Но, кроме того, подавляющее большинство официальных социальных институтов в США и Канаде рассматривает организацию рекреационного обслуживания населения в качестве неотъемлемого атрибута. Существует огромное количество различных больших и малых досугово-рекреационных объединений, созданных по инициативе и при активном руководстве таких общественных институтов, как церкви, клубы, музеи, профессиональные объединения, социальные службы, спортивные объединения, больницы и т.д. Примечательно то, что такая деятельность строится на сугубо добровольных началах.
Деятельность общественно-добровольных организаций несет в себе яркий элемент социально-ориентированной миссии.
Можно выделить следующие основные группы таких организаций: молодежные организации (религиозные и светские), организации по обслуживанию спецгрупп населения, организации сферы социальной защиты определенных групп населения.
Более 400 национальных организаций в США предоставляют свои услуги молодым гражданам.
Главной целью организаций является стимулирование развития определенных жизненных навыков: компетентности, подавление стрессов, взаимопомощи.
Скаутское движение, которое в настоящее время охватывает весь земной шар, зародилось в Великобритании.
Финансирование деятельности данных организаций является в основном за счет членских взносов и частных пожертвований. По традиции религиозные организации всегда проявляли всемерную заботу о подрастающем поколении.
Помимо осуществления программ для молодежи многие клерикальные учреждения проводят широкое рекреационно-досуговое обслуживание других групп населения – семейных групп, людей пожилого возраста и спецгрупп.
В США и Канаде, например, имеются также некоммерческие самостоятельные организации по обслуживанию спецгрупп населения. Наиболее крупными организациями такого профиля в США являются: Центр рекреации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, Фонд по работе с молодежными «группами риска», Организация общего обслуживания по работе с личным составом вооруженных сил США и членов их семей.
Отличительные особенности некоммерческого сектора рекреационной сферы США проявляются в том, что финансовые ресурсы его организаций складываются в основном из частно-благотворительных пожертвований и членских взносов.
Несмотря на значительный рост объема рекреационно-досуговых услуг в рамках государственного и некоммерческого секторов рекреационной сферы, деятельность частных коммерческих фирм и компаний по освоению рекреационного рынка развивается опережающими темпами. В настоящее время коммерческие структуры составляют подавляющее большинство организаций, занятых в сфере рекреационного обслуживания населения этих государств. Почти 90% финансовых затрат граждан на досуговые товары и услуги в Северной Америке производится в рамках коммерческого сектора.С одной стороны, главная задача такого рода учреждений – извлечение финансовой прибыли. Однако для решения данной задачи коммерческие организации должны строить свою работу при строгом учете потребностей и интересов населения в сфере свободного времени.
В рамках деятельности данного сектора в полной мере осуществляются рыночные механизмы предпринимательской деятельности, разрабатываются и внедряются передовые методы и технологии маркетинга в области рекреационного обслуживания. Применяя стратегию маркетинга, коммерческие досуговые организации осуществляют свою деятельности таким образом, чтобы продукт, произведенный и поставленный на рынок рекреационных услуг, несомненно отвечал запросам определенной категории граждан и при этом обладал свойствами выгодного вложения капитала, приносящего его владельцам обязательную прибыль.
Коммерческий сектор рекреационной сферы, быстро реагирующий на все общественные и индивидуальные запросы населения и в связи с этим обладающий большой гибкостью и динамизмом, имеет огромное влияние на всю рекреационную сферу. Коммерческие организации покрывают недостатки видов услуг, предоставляемых населению государственным сектором и общественно-добровольными организациями.
Коммерческий сектор рекреационной сферы располагает широко развитой инфраструктурой и технически сложной материальной базой, что обусловливает высокую степень вовлеченности населения в сферу его деятельности. Услугами коммерческого сектора рекреации охвачены практически все слои населения.
В рамках данного сектора активно развиваются следующие области досугово-рекреационного бизнеса:
- путешествия и туризм;
- производство досуговых товаров;
- развлекательная индустрия;
- индустрия спорта;
- отдых на природе.
Широк ассортимент выпускаемых коммерческими фирмами товаров для сферы досуга, начиная со спортивного и туристского снаряжения и кончая сложной информационной техникой.
Так называемая «индустрия развлечений», всемерно развиваемая коммерческими фирмами и компаниями, также является существенной статьей доходов ее владельцев. Широкое распространение в Северной Америке имеют тематические парки, азартные игры, бега, эстрадные концерты. Развитие коммерческой сети танцзалов, кабаре, ночных клубов.
«Мир Диснея», «Великая Америка» являются ставшими уже классическими примерами этой формы развлекательного бизнеса. Игорный бизнес имеет огромное распространения в США и Канаде и приносит баснословные прибыли, которые все более возрастают.
Усилиями частных фирм и компаний общественный интерес к различным видам спорта также поставлен на широкую коммерческую основу. Наибольший зрительский интерес проявляется к таким профессиональным видам спорта, как футбол, баскетбол, хоккей, борьба, теннис, гольф, бейсбол и автомобильные гонки.
Таким образом, реализация полномасштабного рекреационного обслуживания населения осуществляется в секторах сферы рекреации – государственном, общественно-добровольном и коммерческом.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы