logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества

Аннотация. Общая характеристика подросткового возраста. Формулировка и содержание главной педагогической задачи или стержневой проблемы деятельности развития культуры досуга в период подростничества. Содержание педагогического взаимодействия в центрах досуга подростков. Технология моделирования педагогического взаимодействия различных клубных формирований.

Психолого-педагогические характеристики подростковой группы общие и дифференцированные: типологическая, психологическая, половозрастная, характерологическая, по видам деятельности, предпочитаемым в свободное время. Особенности данной возрастной группы и проблемы организаций воспитательного воздействия.

Общая характеристика этого возраста: разумность, терпимость, чувство юмора, проявление инициативы, забота о внешности и интерес к представителям противоположного пола, рост автономии от семьи и одновременно – рост влияния сверстников. Ведущие потребности определенного возраста: 11 – 12 лет – взаимодействие в коллективе; 13 лет – интровертированность (склонность к уходу в себя), самокритичность и чувствительность к критике; зарождающийся интерес к рефлексии, критическое отношение к родителям; избирательность к дружбе; частые колебания настроений; 14 лет – экстравертированность, экспансивность, общительность, возрастающая уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; очарование словом личность, любовь к обсуждению и сравнению себя с другими, активная идентификация себя с героями кино и литературы, интенсивный поиск нравственного идеала.

Продолжение первичной социализации личности. Акселерация: сущность и проблемы. Становление характера личности в подростковом возрасте, соотношение индивидуального и типического в характере – определяющая психологическая особенность. Сложности становления характера при оптимальном для возраста физическом развитии организма, но еще не сформировавшемся мировоззрении. Важность постоянной физической разрядки, повседневной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которое фактически не достигнуть. Типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании. Возрастающая необходимость индивидуального подхода в воспитании, особенно при конфликтных ситуациях.

Сопоставление данных особенностей подросткового возраста с основными принципами развития культуры досуга. Главная педагогическая задача развития культуры досугаформулируется так: помощь семье и школе, детским организациям и объединениям в развитии социальной активности подростков. Активность личности – это деятельное отношение человека к миру, проявляется в творческой деятельности, волевых актах общения. Интегральная характеристика активности личности – это активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности, в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную, социальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность активности личности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. Воспитание активной личности в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами.Всё это способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения.

Ведущий метод воспитания – вовлечение в любительские объединения различных направлений.

Методика организации игр и игровой деятельности для подростков: рождение замысла, коллективное планирование, совместные подготовка и проведение, обсуждение итогов. Создание методико-педагогического очерка для внедрения в широкую практику педагогики досуга.

Анализ программ различных недель, содержания рукописных альманахов. Составление программ, планов, сценариев недель. Методика развития творческого содружества – от рождения творческого замысла к раскрытию мира увлечений каждого участника; разработка цикла творческих дел, художественно иллюстрированной рекламы, театрализованной реализации разработанного комплекса дел.

Анализ опыта студентов в подготовке и проведении тематических недель, составление рукописных альманахов.

Классификация форм культурно-просветительной деятельности в сопоставлении с возрастными особенностями подростков и принципов деятельности учреждений клубного типа. Педагогическая результативность, ее критерии и показатели. Анализ практического опыта досуговой педагогики, применяемой клубными учреждениями в воспитании подростков.

Этапы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности:

Соответствие этих этапов технологической модели педагогического взаимодействия.

Технология моделирования педагогического взаимодействия в процессе развития культуры досуга:локальные цели;производственные педагогические уровни-задачи; критерии взаимодействия на каждом этапе; содержание педагогического процесса; методы, формы; качества педагогического взаимодействия, изменяющиеся соответственно этапу и целям; изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия; организационно-творческая тактика педагогического взаимодействияв деятельности досугового объединения.

Основные понятия:подростковое чувство взрослости, игровое поле, методы взаимодействия.

Литература:

  1. Литвак, Р. А. Деятельность общественных объединений в современных условиях как фактор социализации / Р. А. Литвак. – Челябинск, ЧГАКИ, 2005.

  2. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга / Ю. А. Стрельцов. – М., 2002.