Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
Аннотация. Общая характеристика подросткового возраста. Формулировка и содержание главной педагогической задачи или стержневой проблемы деятельности развития культуры досуга в период подростничества. Содержание педагогического взаимодействия в центрах досуга подростков. Технология моделирования педагогического взаимодействия различных клубных формирований.
Психолого-педагогические характеристики подростковой группы общие и дифференцированные: типологическая, психологическая, половозрастная, характерологическая, по видам деятельности, предпочитаемым в свободное время. Особенности данной возрастной группы и проблемы организаций воспитательного воздействия.
Общая характеристика этого возраста: разумность, терпимость, чувство юмора, проявление инициативы, забота о внешности и интерес к представителям противоположного пола, рост автономии от семьи и одновременно – рост влияния сверстников. Ведущие потребности определенного возраста: 11 – 12 лет – взаимодействие в коллективе; 13 лет – интровертированность (склонность к уходу в себя), самокритичность и чувствительность к критике; зарождающийся интерес к рефлексии, критическое отношение к родителям; избирательность к дружбе; частые колебания настроений; 14 лет – экстравертированность, экспансивность, общительность, возрастающая уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; очарование словом личность, любовь к обсуждению и сравнению себя с другими, активная идентификация себя с героями кино и литературы, интенсивный поиск нравственного идеала.
Продолжение первичной социализации личности. Акселерация: сущность и проблемы. Становление характера личности в подростковом возрасте, соотношение индивидуального и типического в характере – определяющая психологическая особенность. Сложности становления характера при оптимальном для возраста физическом развитии организма, но еще не сформировавшемся мировоззрении. Важность постоянной физической разрядки, повседневной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которое фактически не достигнуть. Типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании. Возрастающая необходимость индивидуального подхода в воспитании, особенно при конфликтных ситуациях.
Сопоставление данных особенностей подросткового возраста с основными принципами развития культуры досуга. Главная педагогическая задача развития культуры досугаформулируется так: помощь семье и школе, детским организациям и объединениям в развитии социальной активности подростков. Активность личности – это деятельное отношение человека к миру, проявляется в творческой деятельности, волевых актах общения. Интегральная характеристика активности личности – это активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности, в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную, социальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность активности личности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. Воспитание активной личности в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами.Всё это способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения.
Ведущий метод воспитания – вовлечение в любительские объединения различных направлений.
Методика организации игр и игровой деятельности для подростков: рождение замысла, коллективное планирование, совместные подготовка и проведение, обсуждение итогов. Создание методико-педагогического очерка для внедрения в широкую практику педагогики досуга.
Анализ программ различных недель, содержания рукописных альманахов. Составление программ, планов, сценариев недель. Методика развития творческого содружества – от рождения творческого замысла к раскрытию мира увлечений каждого участника; разработка цикла творческих дел, художественно иллюстрированной рекламы, театрализованной реализации разработанного комплекса дел.
Анализ опыта студентов в подготовке и проведении тематических недель, составление рукописных альманахов.
Классификация форм культурно-просветительной деятельности в сопоставлении с возрастными особенностями подростков и принципов деятельности учреждений клубного типа. Педагогическая результативность, ее критерии и показатели. Анализ практического опыта досуговой педагогики, применяемой клубными учреждениями в воспитании подростков.
Этапы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности:
организационно-деятельностный;
репродуктивно-деятельностный;
созидательно-деятельностный.
Соответствие этих этапов технологической модели педагогического взаимодействия.
Технология моделирования педагогического взаимодействия в процессе развития культуры досуга:локальные цели;производственные педагогические уровни-задачи; критерии взаимодействия на каждом этапе; содержание педагогического процесса; методы, формы; качества педагогического взаимодействия, изменяющиеся соответственно этапу и целям; изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия; организационно-творческая тактика педагогического взаимодействияв деятельности досугового объединения.
Основные понятия:подростковое чувство взрослости, игровое поле, методы взаимодействия.
Литература:
Литвак, Р. А. Деятельность общественных объединений в современных условиях как фактор социализации / Р. А. Литвак. – Челябинск, ЧГАКИ, 2005.
Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга / Ю. А. Стрельцов. – М., 2002.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы