Классификация методов социально-культурной деятельности
Аннотация. Метод как упорядоченный способ деятельности для достижения социально значимых целей. Метод характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта, метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер их взаимодействия. Классификация методов по источнику получения информации: словесные методы; наглядные методы; практические методы. Также имеет место следующая классификация методов: методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности; методы формирования общественного сознания личности; методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения: методы стимулирования социально-культурной активности; методы социологических исследований социально-культурной деятельности; методы стимулирования самовоспитания личности; методы рекреации; методы организации творческой деятельности.
Важной составляющей технологического процесса социально-культурной деятельности являются методы. Само понятие «метод» имеет греческие корни и означает «путь, способ продвижения к ожидаемому результату». И если в педагогической практике под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей, то в социально-культурной деятельности в условиях свободного времени под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения социально значимых целей. При этом способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении всего процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности. Таким образом, метод характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта, метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер их взаимодействия.
Ю.А.Стрельцов отмечает, что «Методами воспитания в клубоведении называют способы работы, посредством которых достигаются воспитательные цели. В условиях клуба это - целенаправленное воздействие одного или нескольких людей на отдельного человека; группу, коллектив».
По мнению А.Д.Жаркова «Методы культурно-досуговой деятельности,- фиксирует следует рассматривать как определяемые целями способы воплощения содержания в доступной, интересной форме. Отсюда сложность в умении отобрать и использовать наиболее точные творческие методы культурно-досуговой деятельности».
Рассматривая современные технологии социально-культурной деятельности Е.И. Григорьева отмечает, что «Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты»
Распространенной является классификация методов по источнику получения информации:
словесные методы- устное и печатное слово;
- наглядные методы- наглядные пособия, явления, предметы;
- практические методы- разнообразная практическая деятельность. Другая классификация группы методов основана на применении трех родовых методов, широко используемых в учреждениях культуры, и включает в себя метод театрализации, метод иллюстрации и метод игры. Данные методы применяются в разработке проектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности. Однако весь спектр методов, применяемых в социально-культурной деятельности, не может вместиться лишь в эти классификации, и значительная их часть остается как бы за кадром предложенных классификаций.
Вызывает интерес классификация методов,сделавшим попытку их объединения в следующую структуру:
методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности;
- методы формирования общественного сознания личности;
- методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения:
- методы стимулирования социально-культурной активности;
- методы социологических исследований социально-культурной деятельности.
На наш взгляд, данную классификацию следует дополнить, включив в нее и такие немаловажные методы:
- методы стимулирования самовоспитания личности;
- методы, рекреации;
- методы организации творческой деятельности.
В практике социально-культурной деятельности используется все многообразие методов, и ни один из них не является универсальным. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:
- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок социально-культурной деятельности;
- особенностей содержания поднимаемой темы;
- цели, задач и содержания конкретной формы социально-культурной деятельности;
- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;
- материальной оснащенности учреждения культуры;
- времени проведения выбранной формы;
- возможностей работника социально-культурной сферы, его профессионального мастерства и личных качеств.
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Литература:
- Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-
методическое пособие. - М.: МГУК, НПО «Профиздат», 2002. - С. 188.-
- Современные технологии социально-культурной деятельности:- Учебное пособие. - Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 504с.
- Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – Изд.2-е, испряв. и доп. – М.: МГУКИ,2008.- 173с.
- Социально-культурная деятельность учреждений клубного типа. Учебник для училищ и колледжей культуры. Тверь,2003. – 388с.
- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе: Учебное пособие. - М . : Просвещение, 1979.-С. 11.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы