Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
Культурно-досуговые учреждения - это государственные, общественные, обладающие организационной структурой, реализующие комплекс художественно-ценностных направлений культурно-досуговой деятельности, способствующие вовлечению человека в мир культурно-эстетических, художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия для развития и удовлетворения коллективных, групповых, индивидуальных интересов, потребностей. (ПКиО, ДК, Дворцы культуры и отдыха, студии и клубы, музеи, библиотеки, профилактории, санатории, аквапарки, лагеря отдыха, спортклубы, кинотеатры, игровые и развлекательные комплексы; центры народного творчества и ремесел, театрально-зрелищные учреждения, киноконцертные учреждения...)
Художественная деятельность - особая область культурно-досуговой деятельности человека, представляющая собой совокупность процессов и явлений духовно-практической работы, благодаря которой создаются, распространяются и осваиваются произведения искусства и материальные предметы, народное творчество и промыслы, обладающие эстетической ценностью.
Художественная деятельность культурно-досуговых учреждений первой половины XXвека представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны, Социально-политические и экономические перемены, происходившие в обществе, привели к развитию сословных границ, что незамедлительно сказалось на данной сфере деятельности.
Исторические события этого периода - Октябрьская революция 1917 года, гражданская война 20-е годы, новая экономическая политика, индустриализация страны, первые пятилетки, коллективизация, урбанизация городов, Великая отечественная война, послевоенное восстановление страны.
Усиление связей деревенских жителей с городом, развитие самодеятельного искусства способствовало расширению форм художественной деятельности. Активизируется деятельность театров. В городах, творческая интеллигенция, студенты собираются в творческие товарищеские клубы, союзы по интересам, проводя импровизированные вечера музицирования, литературных гостиных. В деревнях проводились посиделки с песнями и танцами.
Государство контролировало содержание деятельности культурно-досуговых учреждений – это пропаганда новой коммунистической идеологии, которая нашла отражение и пропитывала все направления и формы художественно-творческой деятельности.
Формы художественной деятельности: диаграммы, плакаты, театральные инсценировки, агитпьесы, художественные кружки. Все эти формы бытовали в воинских частях, клубных учреждениях, народных домах.
Массовое распространение получили театрализованные праздники на улицах и площадях городов, особенно в Петрограде.
Во времена НЭПа (новая экономическая политика) зародился вид эстрадного сатирического театра «Синие блузы» (острые сатиры, против «нэпманов»). Популярные жанры: интермедии, сатирические сценки, городские песни и романсы, частушки, танцы. Художественно-творческая работа велась в самодеятельных коллективах - в театральном, хоровом, хореографическом направлениях. Прилив в коллективы «Синей блузы» профессиональных артистов и режиссеров. Взаимодействие с профессиональными композиторами, поэтами и писателями.
Широкое распространение получили агитсуды как одна из массовых форм клубной художественной деятельности, а также «живые» газеты и «живые» журналы.
В 30-е г. деятельность учреждений культуры по всем направлениям проводилась под идеей пропаганды индустриализации, коллективизации, пятилеток, предвыборных кампаний, социалистических соревнований. В ДК проводились вечера обмена опытом, вечера «рабочей смекалки», в деревнях - праздники «Первой борозды», «Урожая».
Расширились жанры художественной деятельности культурно-досуговых учреждений; появились Изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры (самодеятельные), любительские оперные и балетные коллективы. Этому способствовала творческая связь с профессиональными театрами и коллективами
С 1932 г. проводятся олимпиады, декады и смотры народного творчества: хоровые, музыкальные, вокальные, театральные. Широкое распространение получили оркестры духовых и народных инструментов.
В годы Великой Отечественной войны художественная деятельность культурно-досуговых учреждений получила новое направление. Содержанием работы учреждений культуры стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение событий и хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением СССР. В произведениях искусства развиваются темы патриотизма. (Д.Шостакович, Симфония № 7 «Ленинградская», посвященная блокаде города, С Прокофьев опера «Война и мир», А.Александров песня «Священная война», Твардовский «Василий Теркин»). Работа перенеслась в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, платформы железнодорожных вокзалов, воинские части, госпитали, призывные пункты.
Формы работы: небольшие концерты, встречи с фронтовиками, походные клубы, агитзскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда, развитие художественной самодеятельности. Использовались плакаты, карты, фотовитрины, листовки-молнии, боевые листы, фронтовые бригады выступлений в тылу и на фронте. Репертуар: песни, стихи, одноактные пьесы, народные песни. Создавались фронтовые военные ансамбли песни и пляски. Проводилась активная художественная деятельность в госпиталях – концерты, выступления вокалистов и чтецов, выступления художественных бригад.
Литература:
Рябков, В. М.Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половинаXXвв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.4. - Челябинск, 2007. - С. 47 – 485.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы