Сущность и назначение социально-культурной деятельности
Аннотация. Сущность социально-культурной деятельности. Деятельность как основа человеческого бытия. Активность социального субъекта. Деятельность как процесс реализации социальной активности. Социальная активность и социальная деятельность. Понятия: культурная, социально-культурная, культурно-досуговая деятельность. Субъекты социально-культурной деятельности. Характерные черты и назначение социально-культурной деятельности. Содействие социально-культурной деятельности развитию, реализации способностей и возможностей личности в обществе.
Современные российские ученые, такие как Киселева, Красильников, Соколов, Ярошенко выдвигают разные точки зрения на сущность СКД. Но все они сходятся на том, что СКД – это подсистема социализации, культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных), по созданию культурных ценностей (творчеству); развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально–культурная деятельность занимает одно из главных мест в практическом труде социального работника; социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социально – культурной деятельности.
Осмысление сущности понятия СКД возможно лишь на стыке таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право, теория управления и др. Социально – культурная деятельность имеет свои, присущие ей черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью различных групп людей.
Социально – культурная деятельность обусловлена национально – этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, познавательных, художественных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. СКД реализуется в институциональных и не институциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.
СКД отличается глубокой личностной направленностью. Эта деятельность можно протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность.
Характерные черты СКД: гуманистическая (ради человека, его духовного развития); культурологическая (приобщение к культурным ценностям); развивающая (функциональное развитие личности)
Анализ сущности СКД показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные (простое воспроизведение форм, предметов, способов деятельности) и творческие процессы, которые являются необходимым условием жизнедеятельности человека.
Таким образом, сущность СКД связана с целенаправленной деятельностью по духовному и физическому развитию человека, на основе включения его в разнообразную культурную деятельность, в процесс освоения ценностей духовных и материальных в условиях свободного времени
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы