Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
Аннотация. Специфика организации досуга молодежи в работах Б. А. Грушина, А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, В. Я. Суртаева и др. Понятия и характеристики «молодежь», и « молодежная субкультура». Отличие досуга молодежи от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей: повышенная эмоциональность, физическую подвижность, динамичная смену настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость. Социально-культурный и социально-педагогический потенциал общения в процессе социализации молодежи. Тенденции развития молодежных субкультур. Проблемы усиления ориентаций на популярные явления досуговой культуры: определенные жанры кино, литературы, телевидения; молодежные музыкальные течения и т.д. Снижение интереса к традиционным досуговым формам.
С позиции ценностно-ориентационного отношения молодёжи к досугу можно выделить следующие основные типологические группы: молодежь активно-деятельностного типа; молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга и молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга
Участие молодежи в культурно-досуговой деятельности осуществляется в двух основных видах: пассивно-созерцательном и творческо-созидательном. Диапазон досуговых интересов молодежи достаточно обширен, но в нем преобладают пассивно-созерцательные формы. Творческо-созидательные формы досуговой деятельности у всех социально-профессиональных групп занимают второстепенное место.
На сегодняшний день в исследованиях молодежи преобладают и получили свое дальнейшее развитие основные теоретические положения, сформулированные в рамках социальных концепций – концепций реализации молодежи и жизненного самоопределения (П.-Э. Митев, Микка Х. Титма, Н. М. Блинов, Ю. А. Зубок, Ю. Хартманн, Ф. Харват), концепций субъектности молодежи (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, М. Н. Руткевич, М. Карват, В. Миляновский, И. М. Ильинский, В. Ф. Лавичева, В. П. Мошняга, А. И. Щендрик), а также социокультурных концепций (А. С. Запесоцкий, Е. Л. Омельченко).
Специфика организации досуга молодежи в работах Б.А.Грушина, А.С. Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, В.Я. Суртаева и др. Понятия и характеристики «молодежь», и « молодежная субкультура». Отличие досуга молодежи от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей: повышенная эмоциональность, физическую подвижность, динамичная смену настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость.
Социально-культурный и социально-педагогический потенциал общения в процессе социализации молодежи. Ряд исследователей указывает на необходимость выделения такого характерного для юности вида деятельности, как общение. (К.И. Бестужев-Лада, А. С. Запесоцкий, И.С. Кон, А.Н. Леонтьева ,Б.Д. Парыгин,. Т.П. Степанова).
Тенденции развития молодежных субкультур. Проблемы усиления ориентаций на популярные явления досуговой культуры: определенные жанры кино, литературы, телевидения; молодежные музыкальные течения и т.д. Снижение интереса к традиционным досуговым формам.
С позиции ценностно-ориентационного отношения молодёжи к досугу можно выделить следующие основные типологические группы: молодежь активно-деятельностного типа; молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга и молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга
Основные причины потери интереса молодежи к участию в деятельности кудьтурно-досуговых учреждений. Однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию. Неразвитость вкусовых предпочтений, неизбирателъность в потреблении культурных ценностей. Стеоретипность и навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих, без учета направленности и интересов молодежи.
Институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные средства создания благоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитивных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Необходимость учета вовлечения молодежи в культурно-досуговую деятельность яркость, оригинальность и своеобразие эмоциональное и импровизированное начало, элементы игры, возможность неформального общения этой деятельности.
Участие молодежи в культурно-досуговой деятельности осуществляется в двух основных видах: пассивно-созерцательном и творческо-созидательном. Диапазон досуговых интересов молодежи достаточно обширен, но в нем преобладаютпассивно-созерцательные формы.Творческо-созидательные формыдосуговой деятельности у всех социально-профессиональных групп занимают второстепенное место. Основными причинами такой сложившейся направленности времяпрепровождения являются: неразвитая социально-культурная инфраструктура (особенно в сельской местности);отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга; недостаток квалифицированных специалистов в сфере педагогики досуга; безразличие и некритическое отношение большей части молодежи к своему досугу.
Специфика молодежного досуга При выборе досуговых видов деятельности молодежь чаще всего руководствуется развлекательными и престижно - конформистскими мотивами. Участие молодежи в различных общественно-политических движениях носит эпизодический характер и занимает в структуре ее досуга второстепенное место. Продолжает сохраняться тенденция расширения внеинституциональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных групп молодежи.У младших возрастных групп молодежи значителен стихийно-групповой характер использования свободного времени.
У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения участия в активных формах досуга.
Становится заметной тенденция невостребованности социально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи. Все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы