Сущность и основные функции культуры
Культура – одно из самых многозначных понятий. Этимология слова связана с древне-латинскими понятиями: обработка, возделывание почвы, почитание, воспитание. Определений понятия «культура» несколько сотен. В отечественной науке для осмысления сущности данного феномена, прежде всего, используются следующие подходы. 1-ый – системный (Ю. Лотман, М. Каган, В. Давидович, Ю. Жданов); 2-ой аксиологический (ценностный) – (Э. Соколов, А. Радугин, Н. Злобин) и деятельностный – (Э. Маркарян, Л. Коган, Э. Баллер). Синтезируя данные подходы ведущий российский философ-культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» (2009 г.) определяет культуру как саморазвивающуюся систему материальных и духовных ценностей, искусственную среду, созданную людьми, которая способствует формированию и развитию творческой личности как социального субъекта. Овладевая ценностями культуры, человек наполняет свою жизнь значимыми для него смыслами, преобразовывает в своих интересах окружающий мир и самого себя. Данное определение раскрывает сущность культуры как полифункционального явления.
В научных работах А. Кармина, Э. Соколова, С. Токарева, А. Флиера раскрывается содержание основных функций культуры. Функция с латинского – роль, назначение, осуществление. Все функции культуры носят общественно и личностно значимый характер. Рассмотрим следующие основные функции культуры.
Познавательно-преобразующая функция.Создавая и осваивая ценности культуры человек способен адекватно отразить в собственном сознании окружающий мир, проанализировать явления и закономерности действительности, передавать необходимые знания от одного поколения к другому. Познавая действительность, человек преобразовывает мир, меняет как материальную, так и духовно-социальную стороны жизни. Процесс преобразования и познания человеком действительности и самого себя – это творческий процесс, в котором личность является субъектом.
Вторая функция – коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может полноценно развиваться, так как для этого необходим обмен мыслями, знаниями. Общение является истинной стихией человеческой жизни. Коммуникация – это сложнейший процесс, основанный на сотрудничестве, взаимопомощи, сочувствии. При реализации данной функции формируется единство и общность людей, их убеждений, чувств и идеалов.
Третья функция – информационная.Культура не только «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накопления, систематизации. Культура способствует развитию общества на основе доступа людей к накопленной информации. Работа с информацией является важнейшим общественным процессом. В современном обществе все сильнее происходит влияние на сознание человека и его поведение средств массовой информации, интернета. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Четвертая функция – нормативная.Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации их действий. Ценности и значения, которыми располагает личность, очерчивают поле ее деятельности. Норма – есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек должен действовать. Особенно важны для человека нравственные нормы. Соблюдение таких норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.
Пятая функция – защитно-адаптивная.Её сущность связана с обеспечением и поддержанием равновесия между человеком и окружающей средой. Человек создает такие средства, которые способны защитить его здоровье от негативного влияния окружающей среды. Так, например, учреждения культуры пропагандируя знания в области экологии, медицины, гигиены помогают адаптироваться человеку в сложных условиях окружающего мира.
Шестая функция – сигнификативная (знаковая).Она обусловлена разумностью человека. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы развития явлений. Для понимания людей мы изучаем их языки, знаки, которыми они пользуются. Так, например, при разработке рекламы, брендов учитываются особенности и стереотипы восприятия людьми тех или иных знаков.
Названные нами функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Их реализация способствует позитивному влиянию культуры на человека и общество.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы