Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
Аннотация. Главные черты юношества. Формулировка и содержание главной педагогической задачи развития культуры досуга раннего юношества. Содержание деятельности различных клубных формирований по развитию культуры досуга раннего юношества. Типология моделирования педагогического взаимодействия по развитию культуры досуга раннего юношества в клубных формированиях.
Раннее юношество.Особенности развивающейся личности в период ранней юности. Общие и дифференцированные психолого-педагогические характеристики: типологическая, психологическая, половозрастная, характерологическая, по видам деятельности, предпочитаемым в свободное время.
Проблемы организации воспитательного воздействия.
Главные черты юношества.Завершение физиологического созревания. Завершение этапа первичной социализации. Усиление интереса к познанию, к самообразованию, самоопределению, самовоспитанию. Главная социальная задача – выбор профессии. Возрастание роли юношеской субкультуры. Открытие своего внутреннего мира. Обострение потребности в общении.
Возрастание личностной значимости культуры общения. Проблема приобретения и развития навыков общения, умения вступать в контакт с людьми различного психологического склада, формирования культуры общения в широком смысле слова - суть функции досуга. Роль массового, группового и личного общения в развитии личности юношеского возраста.
Особенности 15-летнего возраста: рост духа независимости, жажда свободы от внешнего контроля, рост самоконтроля, начало сознательного самовоспитания. Быстрое нарастание индивидуальных различий. Повышение ранимости подростка и его восприимчивости к вредным влияниям. Возрастающее значение интересов в развитии культуры досуга и проблема управления их высоким потенциалом.
Особенности 16–17-летнего возраста:наступление равновесия, формирование чувства жизнерадостности, значительное увеличение самостоятельности, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Формирование мировоззрения – главная особенность этой возрастной группы. Мировоззрение и интересы развивающейся личности. Расширение жизненного опыта, выбор профессии. Общие кардинальные задачи этого периода жизнедеятельности.
Главная педагогическая задачаразвития культуры досуга раннего юношества – помощь в выявлении, развитии и формировании интересов личности. Опосредованное влияние учреждений внешкольного воспитания и дополнительного образования на формирование мировоззрения раннего юношества через развитие интересов. Рассмотрение понятия «интерес» как избирательного, внутреннего социального стержня личности, который определяет ее духовный облик, характер, гражданские и идейные позиции.
Виды интересов:
- по направленности – материальные, общественно-политические, профессионально-трудовые, познавательные, эстетические и др.
- по уровню действенности – пассивный и активный интерес; активный интерес – один из побудительных мотивов развития личности: формирование знаний, навыков, способностей и характера.
Интерес к проблемности в любой сфере знаний в системе взглядов. Профориентационные интересы. Досуговые интересы. Методика выявления проблем, важных для юношества конкретного микрорайона, района, города.
Социологические, педагогические, психологические методы исследования досуговой деятельности юношества. Культурно-просветительные методы формирования социально-значимых позиций юношества: игра, демонстрация результатов деятельности кружков, объединений, коллективов, проведение разнотемных устных альманахов, конкурсов, турниров, диспутов и т. д. Ведущий метод воспитания – вовлечение в досуговые объединения по интересам.
Преломление методики, разработанной профессором Г. И. Щукиной, формирования познавательных интересов школьников на уроках к деятельности учреждений сферы досуга.
Группы по интересам:имеющие аморфный интерес, эпизодический, многосторонний, односторонний, интерес с профессиональной направленностью.
Этапы деятельности, направленной на развитие интереса:от новизны содержания и формы, процесса деятельности и взаимоотношений в объединении, через игровую деятельность и занимательность, направленные на появление удивления, эффекта неожиданности, эмоционального комфорта у участников, от предмета интереса – к глубине содержания через проблемную ситуацию, направленную на возникновение жизненно важных познавательных потребностей – к максимальной самостоятельности и инициативе в сфере досуга.
По формам воздействия: театрализованные тематические встречи, КВН, игрища, игровые обозрения, вечера, «путешествия», вечера-обвинения, диспуты, брифинги, недели, декады, дни книги, театра, кино, литературы, искусства, музыки, тематические доклады, дискуссии вопросы-тайны, турниры знатоков, спартакиады народных игр, устные и рукописные альманахи, пресс-конференции, вечера невероятных ситуаций романтиков, концерты-сюрпризы, подарки-загадки с последующим комментарием, диско-дансинги, рок-поп-шоу, блиц-аукционы, панорамы увлечений, вечера вралей с участием Барона Мюнхгаузена и его свиты, смехоралли, юморины и т. д.
Этапы педагогического взаимодействияв досуговой деятельности:
- организационно-деятельностный;
- репродуктивно-деятельностный;
- созидательно-деятельностный.
Соответствие данных этапов технологической модели.
Технология моделирования педагогического взаимодействияв досуговой деятельности: локальные цели; производные педагогические задачи согласно этапов; критерии взаимодействия на каждом этапе; содержание педагогического процесса; методы; формы; изменение качеств педагога соответственно каждому этапу; изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия; организационно-творческая тактика педагогического взаимодействия в деятельности досугового объединения.
Педагогическая результативностьв формировании интересов юношества, ее показатели и оценки.
Анализ практического опытаработы учреждений внешкольного воспитания и дополнительного образования с ранним юношеством.
Основные понятия:культура, досуг, интерес и его классификация, юношество, методы взаимопонимания в центрах досуга.
Литература:
1. Реан, А. А. Технология и педагогика / А. А. Реан, П. В. Бордовская. – СПб, 2000.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы