Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
В трактовке Б. И. Кононенко профессиональная культура: интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Профессиональный труд специалиста социально-культурной деятельности связан с преобразованием окружающей действительности, созданием социально-культурных событий, направленных на удовлетворение разнообразных культурных потребностей субъектов, развитие их культурной идентичности, социабельности, креативности.
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. К основным элементам, составляющим профессиональную культуру специалиста социально-культурной сферы, следует отнести: знание теоретических основ профессиональной деятельности, владение технологиями ее организации, способность к проектированию инновационных практик, коммуникативную культуру как условие осуществления профессиональной деятельности и т. д.
Коммуникативная культура как качественная характеристика делового общения и компонент профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности, определяет успешность осуществления профессиональной деятельности.
Коммуникативная культура – это совокупность качеств специалиста, включающая: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру жестов и пластики движений, культуру эмоций.
Коммуникативную культуру характеризует коммуникативная компетентность. Данное понятиесодержит следующие составные:
- коммуникация (от лат. "communicatio" - сообщение, передача и от "communicare" - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) — смысловой аспект социального взаимодействия;
- компетентность (от англ.competence) - cовокупностькомпетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективного участия в социальном взаимодействии.
Коммуникативная компетентность определяется как знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении, владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнёров, умением устанавливать обратную связь.
Коммуникативная компетентность связана со способностью устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Компонентом коммуникативной компетентности является перцептивная составляющая. Выбор человеком той или другой линии поведения в каждой конкретной ситуации предусматривает восприятие и оценку партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом.Перцептивный компонент коммуникативной компетентности выступает в роли регулятора процесса общения. Это и сторона компетентности, на основе которой строится совместная деятельность и коммуникативный процесс.
Интерактивная сторона общения предполагает объединение индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. В этой связи интерактивный компонент коммуникативной компетентности представляется как способность к организации общих действий, которые позволяют партнерам реализовать какую-то общую для них деятельность.
Основные функции коммуникации: 1)информативная— передача истинных или ложных сведений; 2)интерактивная(побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 3)перцептивнаяфункция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4)экспрессивная— возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Коммуникация осуществляется при помощи определенныхсредств,выполняющих инструментальную функцию
Средства коммуникации. Передача любой информации возможна посредством знаков, знаковых систем. Вербальные и невербальные знаковые системы определяют особенности коммуникативных процессов.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию (по такой «схеме» осуществляется монолог).
Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров, в результате чего происходит то явление, которое можно обозначить как «обогащение, развитие информации».
Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.
Эффективная модель коммуникативного процесса, предложенная американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет), включает пять элементов.
Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
Что? (передается) — Сообщение (текст)
Как? (осуществляется передача) — Канал
Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
С каким эффектом? — Эффективность
Экспериментально доказано, что каждый из этих элементов имеет большое прикладное значение, однако данная модель фиксирует лишь структуру процесса коммуникации, который включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание, которое состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Процесс взаимовлияния предполагает также анализ мотивов общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинетическую систему знаков (жесты, мимика, пантомимика);
2) пара- и экстралингвистическую (это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, темп речи);
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, (пространственно-временные нормы организации общения исследуются проксемикой как специальной областью знания)
4) визуальный контакт «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Выделяются следующие виды коммуникаций:
— формальные(определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
— неформальные коммуникации(например, канал распространения слухов);
— вертикальные (межуровневые) коммуникации— сверху вниз и снизу вверх;
— горизонтальные коммуникации— обмен информацией между различными отделами для согласования действий;
— межличностные коммуникации— устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.
Одной из составляющих коммуникативной компетентности является умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать, например, при отсутствии понимания ситуации общения, которое вызывается расхождениями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными, которые порождают разную интерпретацию тех же понятий, которые обусловливают разнообразное мироощущение, мировоззрение, мировосприятие). Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отображая индивидуальные психологические особенности тех, кто общается, их сформированные отношения: от дружбы к враждебности по отношению друг к другу.
Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что коммуникативная культура проявляется как интегральное качество личности, которое выполняет функцию ее адаптации и адекватного функционирования в социуме; выступает в качестве инструмента делового общения; является одним из важных элементов профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности.
Литература:
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Наука, 994.
Введенская, Л. А. Деловая риторика : учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону : издательский центр «Март», 2002.
Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.
Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб, 2001.
Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – Москва, Киев, 2000.
Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. – СПб..: Речь, 2003.
Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения : учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. М. Шеламова. – М. : Издательский центр академия, 2004.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы