logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Режиссерский замысел культурно-досуговой программы

Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к драмматургическому замыслу. Специфика постановки культурно-досуговых программ заключается в том, что наибольшая эффективность культурно-досуговой программы достигается тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссер. Ключ к решению постановки находится не только в драматургии но и в самой жизни, в соответствии с темой, местными особенностями, помещением, составом исполнителей и другими условиями. В культурно-досуговой программе существуют два замысла: драматургический и режиссерский. Оба замысла следует привести к художественному единству. В состав режиссерского замысла входит:

а) идейное истолкование или творческая интерпретация драмматургического произведения (сценария, инсценеровки);

б) характеристика отдельных персонажей;

в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе;

г) решение постановки во времени (в ритмах, темпах);

д) решение постановки в пространстве, в характере мизансцен и планировок;

е) определение характера и принципов сценографии и музыкально - шумового оформления.

На замысел оказывают существенное влияние творческие методы: игры, иллюстрации, театрализации.

Очень важно чтообы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или, как любил говорить В.И. Немирович - Данченко, из "зерна" будущей постановки. Для каждой постановки важно найти точную формулу, выражающую это зерно. "Зерно" приводит в действие фантазию режиссера. Качество режиссерского замысла определяется найденным образным решением. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, с ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое произведение, что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать? При создании замысла режиссеру необходим драматургический материал, для того, чтобы иметь перед собой полную картину той жизни, о которой пойдет речь на сцене. Режиссер как губка впитывает в себя всю литературную основу, все компоненты драматургического замысла, чтобы потом уметь передать все это актерам, поставить им четкие, конкретные задачи, соответствующие общей сверхзадаче постановки. Эмоциональное отношение к жизни (тот ракурс, под которым воспринимает ее режиссер) и есть сверхзадача режиссерского сценического воплощения. Замысел режиссера непосредственно связан с тем, насколько актуально данное произведение сегодня. Поэтому, как видим, режиссерский замысел вплотную связан с идеей и сверхзадачей будущей культурно - досуговой программы. Самый благородный замысел, самое глубокое предвидение, самая актуальная мысль не станут искусством до тех пор, пока они не выражены, не заключены в образную форму. Режиссеру необходимо научиться реализовать драмматургическое произведение воплощенным, и непременно в той единственной форме, которая наилучшим образом передаст авторское содержание. Такова главная задача режиссера, его функция как идейного и творческого руководителя постановки. Создавая культурно - досуговую программу, режиссер сразу "рисует" в своем воображении зримый образ будущей постановки. В нем режиссеру представляется общая атмосфера будущей постановки: характер музыки, цветовая гамма, мизансценические решения, может быть, сценографические моменты и т.д. Эти видения обычно ассоциативны. Необходимо тщательно проверять именно тем, что волнует режиссера сегодня в жизни. Режиссер должен разрабатывать концепцию воплощения своих видений в действии. Важна деятельная разработка всех составных частей постановки до мельчайших подробностей. Решения: мизансценическое, сценографическое, светозвуковое и, безусловно, сама игра актеров. Важно не оторваться от основной идеи, не уйти в деталировку, потому что подчас сильное увлечение деталями отвлекает внимание от целого, разрушает восприятие образа. В замысле режиссера культурно - досуговой программы сливаются воедино сценическая, философская, жизненная и эстетическая концепции. Культурно - досуговая программа только тогда будет близка зрителю, когда он почувствует в ней правду жизни, волнующую его сегодня, и заставит задуматься. Режиссер имеет право начать работу с любого компонента : с декоративного оформления, с мизансцен, с ритма или общей атмосферы, не забывая что главным элементом является актер. Нельзя признать решение постановки найденным пока не решен основной вопрос - кто будет играть в этой программе? Замысел есть результат раскрытия внутреннего содержания драматургического материала. Иными словами, если до зрителя донесено внутреннее содержание сценария, значит замысел воплощен, достигнута цель, которую поставил перед собой автор сценария культурно - досуговой программы. А раскрытию внутреннего содержания и служат все приемы и выразительные средства, которые имеются в наличии у режиссера. Постановщик культурно - досуговой программы, во - первых, начинает работу с процесса выявления проблемы. Второе. Постановщик встречается с будущим исполнителями, распределяют роли, создает из них единомышленников в достижении творческой цели. Следует увлечь своим замыслом, чтобы каждый участник знал и понимал свою задачу и был готов ее реализовать. Третье. Репетиционный период, как правило, занимает немного времени, ввиду интенсивности работы учреждений культуры. В связи с этим репетиции проводятся чаще всего по эпизодам. Важным документом, над которым приходится трудиться режиссеру-постановщику, - это репетиционный план. Репитиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, а затем и в самом помещении, где будет проходить представление. Режиссер расписывает репетиции, умело чередуя занятость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет. Режиссер, пишет звуковую партитуру, включающую в себя музыку и шумы, которая необходима для планомерной работы звукорежиссера. Им же создается световая партитура, где по эпизодам подробно расписываются все световые точки и переходы. Не менее важное умение - работа с документами. Режиссерская документация включает режиссерский план постановки, режиссерский монтажный план, музыкальную партитуру, план использования киноматериала. В режиссерской плане кратко излагаются основные компоненты будущей постановки, определяются последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе, характеристика пролога, продумываются "мостики" между эпизодами и уточняется номер - эпизод. Затем создается монтажный лист - графическое изложение режиссерского замысла. В нем точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения, задания всем службам учреждения культуры. Монтажная партитура включает в себя пять граф монтажного листа: эпизод, номер, исполнители, акомпанимент, киноролики. Музыкальная партитура способствует общему развитию темы программы, обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей. Режиссерам - постановщикам культурно - досуговых программ важно уметь владеть и искусством светового оформления. Иногда необходимо составлять световую партитуру отдельного номера. Одновременно с этим проводятся технические монтировочные репетиции на сцене. Целесообразно совместить монтировочные репетиции света и звука. После того, наступает время первых сценических репетиций. Таким образом, режиссерский замысел культурно - досуговых программ является важным условием, обеспечивающим успех как отдельной культурно - досуговой программы, так и успех работы всего учреждения культуры.