Кафедра культурологии и социологии
ОРЛОВА
Надежда Александровна
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
Для студентов специальности
«Организация работы с молодежью»
Работа подготовлена и издана за счет средств
программы «Инновационный вуз»
Томск 2007
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы
изучения молодежных субкультур. 5
Раздел 2. Методы изучения
молодежных субкультур 24
Раздел 3. Применение субкультурного
подхода в работе с молодежью 72
Раздел 4. Молодежные
субкультуры современной России. 104
Список литературы 136
Приложения 140
Введение
Изучение молодежных субкультур давно является актуальной темой исследования. При этом невозможно разработать теоретические модели, универсальные для анализа любого сообщества в различные периоды времени. Быстрая изменчивость, нестандартность, зависимость от территориальных и временных параметров и другие характеристики молодежных субкультур как социального явления требуют постоянной рефлексии социологов, психологов, антропологов, культурологов и других ученых, интересующихся данной областью знания.
Необходимо также учитывать, что получение сведений о молодежных субкультурах крайне важно не только для ученых, в той или иной степени изучающих данную проблематику, но и для широкого круга лиц, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с теми, кого мы называем «современная молодежь». Это могут быть сотрудники государственных органов по работе с молодежью, представители общественных организаций, политических партий, маркетинговые структуры – список можно продолжать и дальше.
Специалист по работе с молодежью, по нашему мнению, должен разбираться как в теоретических концепциях субкультур, так и в особенностях получения и анализа эмпирических данных по этим вопросам.
В данном учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и прикладные модели анализа современных молодежных субкультур, приведены описания актуальных для нашего общества их разновидностей. Пособие также включает в себя контрольные вопросы по каждой теме, список литературы и приложения, необходимые для самостоятельной работы студентов в рамках учебного курса «Молодежные субкультуры».
Содержание пособия «Молодежные субкультуры» соответствует учебному плану по данной дисциплине.
Нами были использованы в данной работе результаты собственных социологических исследований – наблюдения, интервью, массовых опросов, посвященных изучению различных актуальных для нашего города современных субкультур.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования