logo
гос

Включенное наблюдение.

Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Включенное наблюдение наряду с глубинным интервью является одним из важнейших методов исследования молодежных субкультур. Также этот метод иногда называют «этнографическое исследование», хотя изначально под «этнографическим исследованием» понималось изучение различных (прежде всего экзотических для европейца) культур, а сегодня в социологии «этнографическое исследование» выходит за рамки наблюдения, объединяя различные методы, хотя наблюдение остается наиболее важным из них.

Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Социолог может «внедряться» в субкультуру и, взаимодействуя с ее представителями, получать ценную информацию.

Метод позволяет социологу разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование. Социолог «всегда на работе» и взаимодействуя с той или иной социальной средой, он автоматически отмечает ее особенности. Другое дело, когда он решает использовать полученные без ведома объекта данные – встает ряд этических вопросов, которые необходимо решить.

Исследования, проведенные с помощью метода включенного наблюдения, охватывают самые разные проблемы, сферы социальной жизни. Популярен этот метод при изучении субкультур (еще со времен Чикагской социологической школы).

Социолог может получить информацию об особенностях поведения, коммуникации, мировоззрения, религии, правилах этикета и речевых формах и т.д.

Понятно, что этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного вида: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к социологу; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т.д.

Другая сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.

Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования. В Приложении 2 приведен пример «контрольного листа», предложенного Дж. Спрэдли – тех аспектов, которые необходимо отразить в своих полевых заметках.

До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании. «Говорить или не говорить», что ведется наблюдение – такое решение принимается на основе взвешенного анализа. Ниже мы приводим возможные последствия «знания» или «незнания» о проводимом исследовании.

Таблица 2.2.

Представители субкультуры знают, что ведется наблюдение

Представители субкультуры не знают, что ведется наблюдение

Эффект наблюдения

Зная, что за ними наблюдают, люди могут начать вести себя неестественно, особенно в том случае, если им есть что скрывать (криминальные субкультуры, скинхеды и т.п.).

В этом случае взаимодействие в группе более непринужденное, представители субкультуры ведут себя более естественно, так, как они привыкли.

Выполнение норм и правил поведения

Группа понимает, что социолог – человек «со стороны» и не предъявляет к нему требований, являющихся нормативными для остальных.

Группа принимает социолога «за своего», поэтому он вынужден или подчиняться разнообразным нормам и правилам поведения в субкультуре, или становиться девиантом, тем самым, обращая на себя внимание или даже вызывая агрессию.

Участие в различных видах деятельности

Социолог на правах постороннего человека может не участвовать в различных акциях, и вообще не выполнять никакой роли в группе.

Быть «в субкультуре» иногда означает участвовать в какой-либо деятельности, что может быть невозможно для социолога, поскольку:

– эта деятельность незаконна;

– эта деятельность недопустима для социолога по моральным соображениям;

– эта деятельность требует знаний, умений, навыков, которых у исследователя нет.

Права человека: исследовательская этика

Поскольку представители субкультуры знают о проведении исследования, у них есть возможность отказаться от участия.

Представители субкультуры не знают о проведении исследования, у них нет возможности отказаться от участия. Кроме того, возникает вопрос – можно ли публиковать данные о людях, полученные без их согласия.

Другая проблема – может ли социолог занимать активную позицию в группе, влиять на происходящее, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий, и тем самым не исказить реальную картину.

Важным моментом в исследовании молодежным субкультур является нахождение «проводника» – человека, который введет социолога в изучаемую совокупность.