1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
2. Какие признаки субкультуры вы можете выделить?
3. Обсудите в подгруппах две противоположные позиции относительно существования молодежной субкультуры.
3. Как вам кажется, можно ли говорить о существовании «студенческой субкультуры»?
4. Какие субкультурные особенности, по вашему мнению, присущи студентам вашего факультета?
5. Назовите основные черты биополитического подхода к проблеме молодежной субкультуры?
Тема 1.3. Западные и российские
модели анализа молодежных субкультур
Исследовательский интерес к молодежным субкультурам в западной социологии возникает в начале прошлого века. Ниже мы представим краткое описание различных социологических концепций, посвященных субкультурам.
Функционалистский подход.
Понятие «молодежная культура» мы встречаем в работах известного представителя функционализма Т. Парсонса. Молодежь – это структурный компонент общества, выполняющий определенные функции. Это «транзитивная социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем – традиционного и современного обществ – и обеспечивающая а) плавный, гармоничный либо б) конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Как и другие возрастные категории населений, молодежь выполняет очень важные функции, а именно адаптации, интеграции и поддержки общественной системы в сбалансированном состоянии» [14].
Чикагская социологическая школа.
Парк Р., Берджесс Э. и др.
Именно благодаря Чикагской социологической школе получило развитие эмпирическое изучение субкультур. Представители этого направления применяли комплексный подход, используя количественные и качественные методы, а также методы других наук (психология, антропология), и ценность их работы, таким образом, не только в накопленном эмпирическом материале о различных городских субкультурах, но и в разработке исследовательского инструментария.
Бирмингемская школа.
Хоггарт Р. , Халл С., Уильямс Р. , Томпсон Е.
В Бирмигенском университете (Англия) разрабатывалось направление, получившее название Cultural Studies. Представители данного направления перенесли фокус интереса на повседневную жизнь людей, их образ действия и мышления. Кравченко А. И. в работе «Социология девиантности» пишет: «С самого начала их представители противопоставляли свою позицию британской академической традиции в изучении культуры, которая ограничивалась высокой культурой (изящные искусства) и ролью творческой элиты». [14]
Ценность этих исследований в том, что «повседневная жизнь обычных людей» стала объектом социологического анализа. Методология данного направления основана на комплексном использовании наработок в социологии (в частности, большое влияние оказала Чикагская социологическая школа) и других науках – этнографии, психологии и культурологии.
Альтернативные подходы к изучению
молодежных субкультур.Постмодернизм
и социология молодежи.
Теоретики постмодернизма указывают на совершенно новые формы социализации молодежи, возникшие, в первую очередь, благодаря современным средствам массовой коммуникации. Интернет-сообщества, массмедийная культура, консюмеризм и другие атрибуты жизни современного молодого человека изучаются и анализируются в рамках данного подхода.
Е. Омельченко пишет: «Теоретики постмодернистского направления с особым вниманием относятся к роли массмедиа в формировании молодежной субъективности. Особое внимание уделяется молодежным журналам, телепередачам, новым радио каналам и «живой» музыке. В последнее время невероятно значимыми стали тексты, передаваемые через компьютерные сети, в первую очередь Интернет. Часто эти культурные формы (каналы) также называются «дискурсами», а отдельные (законченные) виды популярной культурной продукции называются «тексты» (телепередача, видеоклип, песня, фото, статья). Отдельные тексты изучаются для выявления представлений, которые передаются аудитории через средства массовой информации» [19].
Слюсаревский Н.Н. в статье «Субкультура как объект исследования» пишет об отсутствии единой устоявшейся системы взглядов на данное явление и рассматривает различные подходы к изучению субкультур. Автор статьи выделяет следующие подходы:
– Системно-динамический подход. «Заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования».
– Синергетический подход. «Описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают».
– Информационный подход. «Представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс».
– Генетический подход. «Заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов».
– «Иерархический подход» интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня.
– Трофический подход. «Основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы».
– Экологический подход «Рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде».
– Когнитивный подход. «Заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность». [Слюсаревский Н. Н. «Субкультура как объект исследования»].
В российской социологии интерес к молодежным «культурам в культуре» возникает позже, чем на западе. Идеологизированная наука не признавала существования субкультур, отличающихся от официального молодежного движения, различий взглядов и ценностей. Но с 80-х годов в российской социологии происходит ряд изменений, увеличение количества социологических исследований молодежной сферы. В конце ХХ и начале ХХI века проводятся исследования молодежных субкультур такими учеными, как Щепанская Т.Б., Здравомыслова Е., Громова И.Б., Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., Сикевич З.В., Тарасов А.Н., Омельченко Е.Л., Соколов М. и др. Многие из исследований вышеперечисленных авторов посвящены изучению девиантных субкультур, в частности большое количество социологических исследований направлено на изучение криминального поведения молодежи, юношеской наркомании и т.п. Сегодня большое количество прикладных исследований молодежных субкультур проводится исследовательским центром «Регион». С точки зрения социолога центра «Регион», Елены Омельченко, известного исследователя молодежных субкультур, «понятие «молодежная культура» создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать»[20] .
Контрольные вопросы по теме 1.3.
Какие модели анализа субкультур вы можете назвать?
Какие функции в обществе выполняет молодежь с точки зрения структурного функционализма?
Что подразумевает «комплексный подход» к исследованию субкультур в Чикагской социологической школе?
В чем специфика постмодернистского подхода к изучению молодежных субкультур?
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования