logo
гос

1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».

2. Какие признаки субкультуры вы можете выделить?

3. Обсудите в подгруппах две противоположные позиции относительно существования молодежной субкультуры.

3. Как вам кажется, можно ли говорить о существовании «студенческой субкультуры»?

4. Какие субкультурные особенности, по вашему мнению, присущи студентам вашего факультета?

5. Назовите основные черты биополитического подхода к проблеме молодежной субкультуры?

Тема 1.3. Западные и российские

модели анализа молодежных субкультур

Исследовательский интерес к молодежным субкультурам в западной социологии возникает в начале прошлого века. Ниже мы представим краткое описание различных социологических концепций, посвященных субкультурам.

Функционалистский подход.

Понятие «молодежная культура» мы встречаем в работах известного представителя функционализма Т. Парсонса. Молодежь – это структурный компонент общества, выполняющий определенные функции. Это «транзитивная социальная группа, находящаяся на  стыке двух ценностных систем – традиционного и современного обществ – и обеспечивающая а) плавный, гармоничный либо б) конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Как и другие возрастные категории населений, молодежь выполняет очень важные функции, а именно адаптации, интеграции и поддержки общественной системы в сбалансированном состоянии» [14].

Чикагская социологическая школа.

Парк Р., Берджесс Э.  и др.

Именно благодаря Чикагской социологической школе получило развитие эмпирическое изучение субкультур. Представители этого направления применяли комплексный подход, используя количественные и качественные методы, а также методы других наук (психология, антропология), и ценность их работы, таким образом, не только в накопленном эмпирическом материале о различных городских субкультурах, но и в разработке исследовательского инструментария.

Бирмингемская школа.

Хоггарт Р. , Халл С., Уильямс Р. , Томпсон Е. 

В Бирмигенском университете (Англия) разрабатывалось направление, получившее название Cultural Studies. Представители данного направления перенесли фокус интереса на повседневную жизнь людей, их образ действия и мышления. Кравченко А. И. в работе «Социология девиантности» пишет: «С самого начала их представители противопоставляли свою позицию британской академической традиции в изучении культуры, которая ограничивалась высокой культурой (изящные искусства) и ролью творческой элиты». [14]

Ценность этих исследований в том, что «повседневная жизнь обычных людей» стала объектом социологического анализа. Методология данного направления основана на комплексном использовании наработок в социологии (в частности, большое влияние оказала Чикагская социологическая школа) и других науках – этнографии, психологии и культурологии.

Альтернативные подходы к изучению

молодежных субкультур.Постмодернизм

и социология молодежи.

Теоретики постмодернизма указывают на совершенно новые формы социализации молодежи, возникшие, в первую очередь, благодаря современным средствам массовой коммуникации. Интернет-сообщества, массмедийная культура, консюмеризм и другие атрибуты жизни современного молодого человека изучаются и анализируются в рамках данного подхода.

Е. Омельченко пишет: «Теоретики постмодернистского направления с особым вниманием относятся к роли массмедиа в формировании молодежной субъективности. Особое внимание уделяется молодежным журналам, телепередачам, новым радио каналам и «живой» музыке. В последнее время невероятно значимыми стали тексты, передаваемые через компьютерные сети, в первую очередь Интернет. Часто эти культурные формы (каналы) также называются «дискурсами», а отдельные (законченные) виды популярной культурной продукции называются «тексты» (телепередача, видеоклип, песня, фото, статья). Отдельные тексты изучаются для выявления представлений, которые передаются аудитории через средства массовой информации» [19].

Слюсаревский Н.Н. в статье «Субкультура как объект исследования» пишет об отсутствии единой устоявшейся системы взглядов на данное явление и рассматривает различные подходы к изучению субкультур. Автор статьи выделяет следующие подходы:

– Системно-динамический подход. «Заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования».

– Синергетический подход. «Описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают».

– Информационный подход. «Представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс».

– Генетический подход. «Заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов».

– «Иерархический подход» интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня.

– Трофический подход. «Основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы».

– Экологический подход «Рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде».

– Когнитивный подход. «Заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность». [Слюсаревский Н. Н. «Субкультура как объект исследования»].

В российской социологии интерес к молодежным «культурам в культуре» возникает позже, чем на западе. Идеологизированная наука не признавала существования субкультур, отличающихся от официального молодежного движения, различий взглядов и ценностей. Но с 80-х годов в российской социологии происходит ряд изменений, увеличение количества социологических исследований молодежной сферы. В конце ХХ и начале ХХI века проводятся исследования молодежных субкультур такими учеными, как Щепанская Т.Б., Здравомыслова Е., Громова И.Б., Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., Сикевич З.В., Тарасов А.Н., Омельченко Е.Л., Соколов М. и др. Многие из исследований вышеперечисленных авторов посвящены изучению девиантных субкультур, в частности большое количество социологических исследований направлено на изучение криминального поведения молодежи, юношеской наркомании и т.п. Сегодня большое количество прикладных исследований молодежных субкультур проводится исследовательским центром «Регион». С точки зрения социолога центра «Регион», Елены Омельченко, известного исследователя молодежных субкультур, «понятие «молодежная культура» создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать»[20] .

Контрольные вопросы по теме 1.3.

  1. Какие модели анализа субкультур вы можете назвать?

  2. Какие функции в обществе выполняет молодежь с точки зрения структурного функционализма?

  3. Что подразумевает «комплексный подход» к исследованию субкультур в Чикагской социологической школе?

  4. В чем специфика постмодернистского подхода к изучению молодежных субкультур?