logo
гос

Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.

Само понятие документа стало включать в себя все больший круг объектов. Под определение документа как предмета, специально созданного для хранения информации, попадают самые разные источники.

Документы, в которых отражено творчество представителей субкультур или ориентированных на них деятелей представляет собой интересный материал.

– Музыкальные диски. Музыка, безусловно, является источником информации о субкультуре. Трансформацию многих субкультур можно проследить с помощью анализа актуальной музыки. Степень «попсовости», к примеру, обычно свидетельствует о массовизации субкультуры. Ограничение этого вида исследования – человек должен хорошо разбираться в музыкальных направлениях. Кроме того, ценнейшим источником информации являются тексты песен – в них часто отражены мировоззренческие основы, значимые ценности, жизненно-стилевые особенности, нормы взаимоотношений внутри изучаемой субкультуры.

– Фильмы. Кинопродукция, ориентированная на молодежную аудиторию, с одной стороны отражает реальные субкультурные особенности, а с другой самостоятельно формирует нормы общения, жизненный стиль или картину мира.

– Специализированные журналы и подобные издания. Например, «глянцевые» журналы часто задают стиль жизни, стереотипы и ценности.

– Разные формы литературного творчества. Анализ литературных текстов.

– Другие формы творческой активности.

– Интернет-блоги (личные дневники). Анализ такой формы самовыражения крайне интересен для выявления не только индивидуальных особенностей автора, но и как отражение определенных субкультурных тенденций.

Не являющиеся документами в строгом смысле этого слова, но объединенные с ними методами исследовательского анализа:

– Реалити-шоу – по нашему мнению, популярные сегодня среди молодежи реалити-шоу существенно влияют на особенности поведения, мышления, мировоззрения современного молодого поколения и сами по себе являются любопытным и важным источником информации;

– Различные телепрограммы, ориентированные на молодежную аудиторию;

– Переписка в Интернете – интересный материал для изучения: темы переписки, сленговые особенности, способы коммуникации;

– Смс-сообщения – особый смс-язык как часть молодежной субкультуры;

– Телефонные разговоры – зависимость телефонной коммуникации от субкультуры индивида;

– Общение в «аське».

Все эти источники дают нам возможность получить информацию о таких особенностях субкультуры, как, например:

– сленг;

– правила и нормы взаимодействия;

– интересы и ценности;

– особенности юмора;

– исторические корни субкультуры и т.д.

Контрольные вопросы по теме 2.7.

  1. Предложите свои варианты техник сетевых опросов.

  2. Какие методы анализа можно применять при изучении Интернет-блогов?

  3. Какие субкультурные аспекты можно выявить с помощью анализа реалити-шоу?

  4. Приведите примеры субкультурных различий, проявляющихся в телефонной коммуникации?