logo
гос

Невключенное наблюдение.

К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).

Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (это исследования на рабочем месте и в других типичных местах, где происходит активное взаимодействие человека с тем видом товара или услуги, который интересует заказчика) – как правило, проводимые с маркетинговыми целями. Идея исследования заключается в том, что мы не всегда осознаем, что нас устраивает, а что не устраивает в определенном товаре, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного продукта – и эта информация помогает разработчикам оптимизировать свою продукцию.