logo
гос

Скинхеды

Изначально термин «скинхеды» употреблялся применительно к субкультуре панков, далеких от идеологии нацизма. Здесь мы не будем углубляться в историю термина, скажем лишь, что, несмотря на изначальный смысл, сегодня скинхедами называют пронацистски ориентированную молодежь в различных странах.

Основа идеологии – национализм и расизм. Ценности – «расовая и национальная чистота», «русский порядок» и т.п. Реализация этих целей – разнообразные акции (от агитационных листовок до физического истребления «нерусских», а также других групп, презираемых скинхедами – например, эмо или скейтбордистов).

Сегодня многие исследователи спорят о том, существует ли в России движение скинхедов, или это разрозненные субкультуры, организационно не оформленные.

По мнению ряда аналитиков, главными центрами активности скинхедов сегодня являются Москва и Петербург. По данным Московского бюро по правам человека, в Москве насчитывается более 20 группировок скинхедов, в которых состоят около 5 тыс. членов, в Питере – 17 организаций (2-3 тыс. человек). Скинхеды активнее всего ведут себя в Пскове, Новгороде и Архангельске. «Поскольку эта активность не встречает в обществе сопротивления, движение «бритоголовых» в ближайшей перспективе будет расти. В России может возникнуть «зонтичная» организация скинхедов. Объединить их сможет радикальная партия, которая отбросит осторожность и сделает прямую ставку на молодежные боевые отряды. Партия почти наверняка будет рыночной, антиэлитистской и светской, а в ее идеологии вероятна эксплуатация умеренного антисемитизма и предубеждения против мигрантов. Взяться за организацию скинхедов под силу и госструктурам. Теоретически, если протест против политики федерального центра будет нарастать, то скинхеды могут стать удобным инструментом нейтрализации активных оппозиционеров». [www.sem40.ru].

Общее мнение исследователей: скинхеды – это молодежная субкультура, у которой есть мифология, праздники, атрибутика и жизненный стиль, но нет жесткой иерархии и общих задач.

Особенности внешнего вида скинхедов.

В данной субкультуре большую роль играет символика. Мы рассмотрим только некоторые примеры: «кельтский крест» (крест в круге), «конфедератский» крест (символ южных рабовладельческих штатов Америки времён гражданской войны 1861 года), различные изображения свастики. Другие встречаемые символы: череп и кости, аббревиатуры WP («White Power» – «Белая власть»), B&H (Blood & Honor – «Кровь и честь»), RaHoWa (сокращение от “Racial Holy War” Священная Расовая Война), белый кулак, бульдог в ошейнике с шипами и др.

Одежда – традиционно скины придерживались военного стиля в одежде – камуфляж, берцы и т.п. Основное требование к одежде и обуви – удобство и функциональность в драке. Сегодня популярные линии одежды и обуви (далеко не дешевые) не только обеспечивают данные потребности, но еще и служат «опознавательным знаком» для идентификации «своих». Понятно, что такую одежду и обувь позволить себе может далеко не каждый, поэтому ее ношение – не обязательный атрибут образа скинхеда.

На специализированном сайте можно увидеть такую интерпретацию некоторых субкультурных символов: «Со шнурками, вдеваемыми в “гриндеры”, творится неразбериха. Принято считать, что белые шнурки носят те, кто в одиночку или в составе небольшой группы “завалил” кого-нибудь “наглухо”. Конечно, можно носить их и так, никого не забив до смерти, чисто выпендриться, но это уже – “дело чести”. Иногда белый цвет шнурков трактуется как принадлежность именно к скинам-расистам. Коричневые шнурки по идее характеризуют сторонника национал-социалистической идеологии, то есть именно нациста. Ну, а красные шнурки говорят о том, что их обладатель – или скин-коммунист, или какой-нибудь там ещё с “левого” берега. Но это было не всегда, традиционно красные шнурки означали кровь, которую скинхед готов пролить на свою расу». [http://suncharion.narod.ru/Text2/skinheads/]

Дополняют образ черные подвернутые джинсы, подтяжки, куртки (популярностью пользуются «бомберы» – короткие спортивные куртки, преимущественно темного цвета). Из «аксессуаров» можно выделить толстые тяжелые цепочки, биты и прочие предметы, используемые в «силовых акциях».

По поводу социально-демографического состава этой субкультуры идут споры. Многие исследователи считают, что скинхеды – это представители «социальных низов», другие утверждают, что это не так. В любом случае, на данный момент у нас нет достоверных данных статистики по этому вопросу.