Скинхеды
Изначально термин «скинхеды» употреблялся применительно к субкультуре панков, далеких от идеологии нацизма. Здесь мы не будем углубляться в историю термина, скажем лишь, что, несмотря на изначальный смысл, сегодня скинхедами называют пронацистски ориентированную молодежь в различных странах.
Основа идеологии – национализм и расизм. Ценности – «расовая и национальная чистота», «русский порядок» и т.п. Реализация этих целей – разнообразные акции (от агитационных листовок до физического истребления «нерусских», а также других групп, презираемых скинхедами – например, эмо или скейтбордистов).
Сегодня многие исследователи спорят о том, существует ли в России движение скинхедов, или это разрозненные субкультуры, организационно не оформленные.
По мнению ряда аналитиков, главными центрами активности скинхедов сегодня являются Москва и Петербург. По данным Московского бюро по правам человека, в Москве насчитывается более 20 группировок скинхедов, в которых состоят около 5 тыс. членов, в Питере – 17 организаций (2-3 тыс. человек). Скинхеды активнее всего ведут себя в Пскове, Новгороде и Архангельске. «Поскольку эта активность не встречает в обществе сопротивления, движение «бритоголовых» в ближайшей перспективе будет расти. В России может возникнуть «зонтичная» организация скинхедов. Объединить их сможет радикальная партия, которая отбросит осторожность и сделает прямую ставку на молодежные боевые отряды. Партия почти наверняка будет рыночной, антиэлитистской и светской, а в ее идеологии вероятна эксплуатация умеренного антисемитизма и предубеждения против мигрантов. Взяться за организацию скинхедов под силу и госструктурам. Теоретически, если протест против политики федерального центра будет нарастать, то скинхеды могут стать удобным инструментом нейтрализации активных оппозиционеров». [www.sem40.ru].
Общее мнение исследователей: скинхеды – это молодежная субкультура, у которой есть мифология, праздники, атрибутика и жизненный стиль, но нет жесткой иерархии и общих задач.
Особенности внешнего вида скинхедов.
В данной субкультуре большую роль играет символика. Мы рассмотрим только некоторые примеры: «кельтский крест» (крест в круге), «конфедератский» крест (символ южных рабовладельческих штатов Америки времён гражданской войны 1861 года), различные изображения свастики. Другие встречаемые символы: череп и кости, аббревиатуры WP («White Power» – «Белая власть»), B&H (Blood & Honor – «Кровь и честь»), RaHoWa (сокращение от “Racial Holy War” Священная Расовая Война), белый кулак, бульдог в ошейнике с шипами и др.
Одежда – традиционно скины придерживались военного стиля в одежде – камуфляж, берцы и т.п. Основное требование к одежде и обуви – удобство и функциональность в драке. Сегодня популярные линии одежды и обуви (далеко не дешевые) не только обеспечивают данные потребности, но еще и служат «опознавательным знаком» для идентификации «своих». Понятно, что такую одежду и обувь позволить себе может далеко не каждый, поэтому ее ношение – не обязательный атрибут образа скинхеда.
На специализированном сайте можно увидеть такую интерпретацию некоторых субкультурных символов: «Со шнурками, вдеваемыми в “гриндеры”, творится неразбериха. Принято считать, что белые шнурки носят те, кто в одиночку или в составе небольшой группы “завалил” кого-нибудь “наглухо”. Конечно, можно носить их и так, никого не забив до смерти, чисто выпендриться, но это уже – “дело чести”. Иногда белый цвет шнурков трактуется как принадлежность именно к скинам-расистам. Коричневые шнурки по идее характеризуют сторонника национал-социалистической идеологии, то есть именно нациста. Ну, а красные шнурки говорят о том, что их обладатель – или скин-коммунист, или какой-нибудь там ещё с “левого” берега. Но это было не всегда, традиционно красные шнурки означали кровь, которую скинхед готов пролить на свою расу». [http://suncharion.narod.ru/Text2/skinheads/]
Дополняют образ черные подвернутые джинсы, подтяжки, куртки (популярностью пользуются «бомберы» – короткие спортивные куртки, преимущественно темного цвета). Из «аксессуаров» можно выделить толстые тяжелые цепочки, биты и прочие предметы, используемые в «силовых акциях».
По поводу социально-демографического состава этой субкультуры идут споры. Многие исследователи считают, что скинхеды – это представители «социальных низов», другие утверждают, что это не так. В любом случае, на данный момент у нас нет достоверных данных статистики по этому вопросу.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования