logo
гос

1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?

2. В чем особенность психоаналитического подхода к определению культуры?

3. Как Т. Парсонс понимал функциональное назначение культуры?

4. Сравните подходы М. Вебера и К. Маркса. В чем заключается принципиальное отличие этих подходов?

5. Что такое «культура» с точки зрения представителей символического интеракционизма?

Тема 1.2. «Субкультура» и «контркультура».

Молодежная субкультура.

Субкультура – это культура некой общности людей, объединенных общими ценностями, мировоззрением, интересами, особенностями жизнедеятельности. Также субкультурой иногда называют саму общность. Субкультура не обязательно противоречит общепринятым культурным ценностям. А. Коэн пишет, что «субкультура – это культура в культуре, имеющая строго определенные контуры. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, предрассудки и предубеждения, жаргон и манеру поведения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами. К этой множественной системе субкультур относится и молодежная культура». [23]

Существование субкультур подчеркивает плюралистичный характер развития сегодняшнего мира. Парадигма культурного плюрализма подчеркивает множественность и многообразие культур.

В нашем учебном курсе мы отходим от понимания субкультуры как некой общности, контрастно выделяющейся по ряду специфических признаков. Субкультурные особенности присущи всем представителям общества. Само понятие «общепринятый» сегодня некорректно. Концепция социальный мира, который традиционно представлялся как «общая единая культура и немногочисленные девиантные субкультуры», сегодня не отражает реального положения вещей. Мы настаиваем, что субкультурный анализ нельзя сводить к изучению «панков», «эмо» и т.п. Для того чтобы быть носителем субкультурных признаков, необязательно принадлежать к какой-либо определенной группе, имеющей свое название. Большая часть таких признаков не анализируется и не осознается нами, но интуитивно и безрефлексивно, практически с первого взгляда или на основе поверхностного общения, мы определяем «социально-близких» или «людей нашего круга» – это и есть носители схожих субкультурных признаков. Иногда такими признаками является стиль одежды, манера говорить по телефону или приоритеты в планировании бюджета. Их совокупностью определяется субкультурная принадлежность индивида.

Контркультура — это специфическая субкультура, которая направлена против отдельных ценностей традиционной культуры. Первоначально многие субкультуры возникали как форма протеста. В западных странах контркультуры возникали как движение против войны во Вьетнаме (в США), и вообще против ценностей буржуазного мира – карьеры, семьи, церкви. В Советском Союзе известна контркультура хиппи, называемая «системой», возникшая как оппозиция существующему строю и официальному молодежному движению ВЛКСМ в частности. «Субкультурные формы, пусть в измененном виде, продолжают существовать в современном мире, а контркультурные молодежные движения так и остались в мятежных 60-х, но оплодотворили новые течения культуры и искусства ХХ века, новые типы интеллектуального андеграунда как на Западе, так и у нас в стране».[21]

Молодежная субкультура.

Всероссийская перепись населения 2002 г. показала, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория  20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет по данным переписи 2002 г.

Таблица 1.1.

 

Тыс. человек

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Все население

145164

67604

77560

15-19 лет

12800

6504

6296

20-24 лет

11466

5783

5683

25-29 лет

10613

5314

5299

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

Возможно ли выделение субкультуры на основании лишь возрастных особенностей ее представителей? Или, скорее, можно говорить о молодежной субкультуре как о системе различных субкультур?

В литературе мы встречаем противоречивые утверждения: «молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов» [29]. Схожую точку зрения отстаивает Л. Ш. Михайлова: «Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений». [18]

Противоположная точка зрения по этому вопросу: существование «молодежной субкультуры» как отдельного культурного феномена сегодня невозможно. Молодежная субкультура, присущая целому поколению россиян в реальности не существует. Поколение 16 – 30-летних (как правило, понятие «молодежь» употребляется в отношении этой категории) отличается высокой степенью дифференциации различных параметров. Скорее, можно говорить о субкультурном плюрализме, присущем современной молодежи, столь сильно различающейся по социальному статусу, образу жизни, нормам и ценностям.

«На наш взгляд, трактовать культурные феномены как присущие (даже в смысле их «ядра») всем молодым россиянам – значит, встать на путь абстрактных схем. В действительности более плодотворна и реалистична позиция М. Фуко, который настаивал: во имя методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий» – пишет В. А. Луков. [16].

Подход, основанный на выделении молодежи в отдельную группу, по мнению некоторых исследователей, основан отчасти на идее биологической детерминации личности. «В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим».

По мнению автора, базовые принципы этого подхода изначально предполагают рассмотрение молодежи как социальную проблему. Соответственно, это дает ряд оснований для вмешательства в жизнь молодежи со стороны государственных чиновников и профессионалов («специалистов по молодежи») как на Западе, так и в современной России.

Далее автор перечисляет основные черты такого подхода.

1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.

2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.

3. Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.

4. В последнее время этот переход осложнен новыми условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов.

«Из этих принципов прямо вытекает идеология, обосновывающая необходимость и «естественность» взрослого превосходства и доминирования, что на практике приводит к открытой и скрытой дискриминации по признаку возраста. Надо признать, что дискриминационные идеи «вросли» в теоретические конструкты так глубоко, что кажется невозможным писать и думать о молодежи без использования слов «подростки», «переходный возраст», «пубертатный период», «молодежная транзиция», «молодежная проблема». Пора если не расстаться с этими стереотипами, то попытаться критически их переосмыслить». [21].

Контрольные вопросы по теме 1.2.