Гопники
Гопники, гопота или гопы – так называют субкультуру, наверное, чуть ли не единственную, которая имеет чисто российские корни и, кажется, совсем не подверглась влиянию процессов глобализации. Субкультура эта существует давно, еще с 20-х годов, но в 90-е годы получила самое широкое распространение в период криминализации общества и возникновения моды на «блатную романтику».
Особенностью этой социальной группы является подражание субкультуре уголовной, но при этом путать их не надо: гопники совсем необязательно занимаются какой-либо противоправной деятельностью или отсидели в тюрьме. Их можно встретить (правда, с каждым годом все реже и реже) даже среди студентов ВУЗов.
Это молодежь, как правило, из семей с доходом ниже среднего. Их родители редко имеют средне-специальное и почти никогда – высшее образование. Типичное местожительство гопника – т. н. «рабочая окраина» или островки хрущевок и деревянных домов, чудом уцелевших в центре нашего города.
В одежде гопники отдают предпочтение неярким цветам. Любят спортивные штаны, часто сочетая их с туфлями или кроссовками. Спортивные штаны могут заменяться брюками – часто в полосочку, но джинсы гопники носят редко, практически никогда. В начале 90-х годов «пацанов» (лиц, занимающихся криминальным бизнесом) и «коммерсов» (бизнесменов) можно было отличить по этому признаку: пацаны принципиально не носили джинсы. Гопники же и 15 лет спустя придерживаются такого стиля. Распространенной формой одежды является кожаная куртка и кепка-восьмиклинка. В зимнее время кепка может быть из меха, также возможно ношение меховых шапок. Золотой перстень-печатка («болт»), четки, бусы, барсетки – типичные «аксессуары» представителей этой субкультуры.
Гопы общаются с другими субкультурами крайне агрессивно. Сбиваясь в группы, чувствуют свою силу (численное превосходство и анонимность). Проявляют агрессию по отношению к тем, кто отличается внешним видом или интересами, принадлежит к другим социальным прослойкам. Особый случай – взаимодействие с лицами противоположного пола. Оскорбить, ударить девушку – вполне нормально в этой среде, особенно если «сама выпросила».
Начиная с 90-х годов внутри молодежных субкультур идет противостояние между «гопниками» и «неформалами» (молодежь, отличающаяся по внешнему виду и поведенческим особенностям от основной массы населения, как правило, относящаяся к рок-субкультурам). В некоторых районах нашего города и сегодня опасно ходить в нестандартной одежде или юношам с длинными волосами.
Влияние этой субкультуры крайне велико в небольших городах.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования