logo
гос

Техники составления гайда:

1. Одной из техник является «принцип воронки»: фокусирование вопросов – от общих к частным, от менее личностных тем к более интимным. Существует «обратная воронка» – в начале задаются вопросы частного характера, затем – общего.

2. Другой техникой является разграничение вопросов по тематическим блокам.

Иногда некоторые участники исследования просят показать гайд до проведения полевого этапа и только после этого дают согласие на участие в интервью.

Нарративное интервью: свободное повествование рассказчика при минимальном вмешательстве интервьюера – он может только «подбадривать» респондента одобряющими возгласами или междометиями.

Свободное интервью.

В отличие от полуструктурированного интервью заранее составленного списка вопросов нет, но тема разговора заранее определена, как и ряд вопросов, которых нужно коснуться в беседе. Исследователь и рассказчик беседуют между собой на выбранную тему, но при этом рассказчик только играет роль полноправного участника разговора, т.к. остается эмоционально невовлеченным, объективным, не высказывающим собственного мнения и т.д.

Диалоговое интервью.

Отличие от предыдущей техники – интервьюер занимает активную позицию в разговоре, высказывает свои собственные взгляды, приводит аргументацию, подтверждающую его точку зрения.

После проведения интервью исследователь осуществляет расшифровку диктофонной записи, обрабатывает и анализирует полученные данные.

Социологи дискутируют по поводу применения данного вида интервью – некоторые из них считают, что активная позиция интервьюера может существенно повлиять и исказить информацию. Здесь очень многое зависит от психологических характеристик участников интервью.

Экспертный опрос.

Особой разновидностью интервью является опрос экспертов. Здесь, как правило, используется заранее составленный гайд, в этом случае экспертный опрос является разновидностью полуструктурированного интервью, хотя исследователь может отходить от намеченного ранее плана в соответствии с той информацией, которую получает. Особенностью этого вида интервью является специфичность объекта исследования. В качестве интервьюируемых отбираются эксперты по проблеме исследования. Основными критериями отбора могут являться стаж работы, должность, профессиональные знания эксперта.

Например, экспертами по молодежным субкультурам могут быть:

– психологи;

– преподаватели, учителя:

– сотрудники различных учреждений, специализирующихся на работе с молодежью и т.п.

Контрольные вопросы по теме 2.3.