Анкетирование: различные виды.
Заочное анкетирование.
Предполагает рассылку анкет по почте, Интернету или публикацию анкеты в газете, журнале (прессовый опрос), а также в приложении к купленному товару. Основные проблемы здесь – низкая возвращаемость анкет и нерепрезентативность полученных данных. Для того чтобы заинтересовать респондентов в возвращении анкеты используют конверты с обратным адресом, материальные стимулы (участие в лотерее, скидки и др.). Плюсом такой разновидности исследования (особенно Интернет-опросов) является сравнительно низкая стоимость.
Для исследования молодежных субкультур из вышеперечисленного чаще всего используется Интернет-анкетирование, как наиболее привычный молодой части общества вид обратной связи.
Личное индивидуальное анкетирование.
Анкетер лично дает анкету и инструктирует, как ее заполнить. В некоторых случаях он присутствует при заполнении анкеты, в некоторых – уходит и возвращается через некоторое время, необходимое для заполнения анкеты. Анкетер может сразу проверить заполнение анкеты и указать на пропущенные вопросы или неточности.
Групповое анкетирование.
Удобство метода – в экономии времени и денег. Задача анкетера – раздать анкеты, проинструктировать, как их заполнять, потом собрать анкеты, по возможности на месте проверив качество их заполнения. Проблема заключается в том, что у анкетера не всегда есть возможность сразу на месте внимательно проверить правильность заполнения бланков опросника.
Как правило, это самый распространенный вид опроса при исследовании мнений студентов или школьников – все необходимое для заполнения анкеты у них под рукой. Проблемой могут быть смещения, связанные с опасением, что сидящий рядом «подглядит» ответы на вопросы. Пример темы такого исследования – «Отношение студентов ТУСУРа к различным субкультурам».
Если цель исследования – опрос представителей отдельных молодежных субкультур, такое анкетирование возможно при условии, что представители субкультуры собираются одновременно в месте, удобном ответов на вопросы анкеты. К примеру, можно проводить анкетирование ряда политических субкультур во время собраний.
Телефонный опрос.
Плюсом является дешевизна метода по сравнению с личным интервью. Снижаются риски, физические и моральные нагрузки анкетера, связанные с поквартирным опросом – соответственно существенно уменьшается оплата. В случае междугородних исследований, как правило, стоимость телефонных переговоров все же ниже стоимости командировочных, хотя это необходимо рассчитывать. Процедура контроля анкетеров также упрощается при проведении телефонного опроса. Также решается проблема отказа от ответа в связи с опасением открыть дверь. С другой стороны, отказать анкетеру проще по телефону, чем глядя в глаза. Проблема заключается в трудности получения информации. Ведь в доступных широкому кругу лиц телефонных справочниках не указывают на принадлежность к определенной субкультуре. Но такие списки могут быть получены при предварительном контакте с теми, кто имеет отношение к изучаемой общности.
Личное формализованное интервью.
Плюс – интервьюер контролирует ситуацию, добивается ответов на все вопросы, меньше отказов от ответа (так как респондент меньше устает от процедуры заполнения анкеты), заполнены открытые вопросы (в большинстве случаев). Минус – временные и денежные затраты выше, чем при анкетировании. Кроме того, добавляется дополнительный потенциальный источник смещений – сам интервьюер, который вольно или невольно может влиять на ответы респондента.
Контрольные вопросы по теме 2.5.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования