1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
2. Приведите примеры тем включенного наблюдения, когда социологу лучше «раскрыться», и, наоборот, когда ему лучше скрывать, что он проводит исследование.
3. Предложите свои способы снижения барьеров в общении с субкультурой при включенном наблюдении.
4. Приведите примеры молодежных субкультур, к которым легко получить доступ. Приведите примеры субкультур, к которым трудно и тех, к которым невозможно получить доступ.
Тема 2.5. Массовые опросы в
исследовании молодежных субкультур.
Массовый опрос используется социологами при необходимости получения количественной информации о субкультурах, когда статистических данных, которые могли бы помочь в оценке ситуации, недостаточно.
Массовые опросы в редких случаях могут быть единственным методом при изучении субкультур, поскольку в силу своей специфики выявляют поверхностную информацию, затрагивая лишь отдельные аспекты изучаемого явления.
Метод массового опроса предполагает получение информации непосредственно от ее носителя в виде ответов на поставленные вопросы в вербальной форме.
Принимая решение о проведении массового опроса, мы должны учитывать следующее:
Информация, которую мы получаем – это не объективные сведения о социальной реальности, а представления респондентов о ней.
В подавляющем большинстве случаев у нас нет возможности оценить достоверность полученной информации, мы основываемся на предположении, что респонденты будут честны и откровенны при ответах на вопросы, а также, что они достаточно компетентны в том, о чем мы их спрашиваем.
Примеры тем, которые можно исследовать с помощью метода массового опроса:
– Социально-демографический состав представителей субкультуры металлистов в г. Томске.
– Формы проведения свободного времени представителей субкультуры эмо в городе Томске.
– Потребление книжной продукции представителями томской субкультуры геймеров.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования