logo search
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.

Народная художественная культура предстает как многомерный феномен, имеющий сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством . Народная художественная культура рассматривается с точки зрения самостоятельного, исторически обусловленного типа культуры, имеющего свои формы, механизмы, стратификацию и другие структурные факторы. В настоящем понимании традиционная народная художественная культура трактуется как сфера проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей, сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурно-историческом опыте народа.

Понятие "обычай" более широкое чем понятие "обряд". В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение . По мнению Р.Ф. Итса, обычай — это "установленное правило поведения в данной этнической общности ". Таким образом, обычай — это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности. Определяя "обряд" С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, "цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием ". В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют. В научной литературе синонимом понятия "обряд" часто выступает понятие "ритуал".

Праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа. Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т.д.

Художественные элементы праздников и обрядов В старину к большому празднику в селе или в малом Российском городе начинали готовиться за неделю. Мужчины тщательно убирают двор, запасают дрова на весь праздник, колют скотину на мясо, покупают водку и другие съестные припасы, отдают мастерам поправлять обувь, одежду или шьют то и другое новое. Женщины тщательно убирают в избе или в доме, варят пиво, готовят себе и на все семейство праздничную одежду. Религиозный праздник на селе или в городе - это не только посещение церкви, но это и праздник встречи гостей, это разгульное пиршества и веселые гулянья с ярмаркой, качелями, со своими запевалами. Главный ритуальный запрет - не осквернять праздничного времени работой. Особенностью празднества Рождества Христова было славить Христа. Вообще время от дня Рождения Христа до Богоявления проводилось разгульно; пьянство доходило до бесчинства, тут-то чаще всего происходили кулачные бои; по улицам ходили толпы песельников, а халдеи бегали в своих нарядах по селу или городу и обжигали встречным бороды. В старинных обрядово-праздничных традициях наиболее живучими оказываются собственно народные традиции в праздничном времяпрепровождении, играх, развлечениях, досуге, во встречах родственников, в проведывании кумовьев, молодоженов и т.д. Именно это социально-бытовое ядро престольных праздников оказалось жизнестойким и не утратило своих этических функций даже в наше время. Семейные праздники. Здесь идет передача традиционных культурных форм общения и праздничного досуга от поколения к поколению. Семейные праздники укрепляют семью, с детства формируют атмосферу отчего дома, приносят радость детям, укрепляют здоровье. Устроить в доме праздник да еще с пирогами - дело чести любой хозяйки. Скорее всего, особенно прочна та семья, в которой культивируются и всячески поддерживаются традиции семейных праздников. Между тем их у нас в наше время стало мало. Восстановление этой традиции связано со многими трудностями, в том числе с решением проблем домашнего воспитания, культуры общения, нравственности, в первую же очередь - так остро обозначившихся в обществе социально-экономических противоречий. Осенний цикл славянских праздников. Осенью, во время уборки урожая, для игр и развлечений времени было мало. Поэтому осенний обрядовый фольклор небогат. К тому же, у русских песни, связанные с жатвой, сохранились только в местах, соприкасающихся с Белоруссией. Обряд «зажинок» состоял в том, что вязали первый сноп, обмолачивали его, пекли из новой муки хлеб и освящали его; женщины и девушки делали из колосьев венки и с зажиночными песнями торжественно относили домой первые снопы. Народная мечта о получении больших урожаев вылилась в почитание наиболее плодоносного стебля. Выйдя на жнитво, крестьяне отыскивали «житную матку», или «спорынью»,— так назывался стебель, на котором было 12 колосьев. «Житные матки» с песней относили домой, хранили до нового посева, и зерно их высевали первым. Во всём этом сказался стихийно-материалистический характер наблюдений трудового крестьянства над природой.

С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места на место, лес полон каких-то страшных сил, непонятных звуков…

Таким образом, Народная художественная культура является одной из составляющих глобальной системы художественной культуры общества и активно взаимодействует со всеми ее образованиями