1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
2. Как, по вашему мнению, можно мотивировать представителей субкультуры участвовать в исследовании?
3. Обсудите в подгруппах следующие аспекты глубинного интервью:
– возможное искажение данных из-за влияния интервьюера;
– проблема фиксации данных при отказе интервьюируемого от использования диктофона;
– каким образом добиться естественности и непринужденности при проведении интервью.
4. Кто, по-вашему, является экспертом по молодежным криминальным субкультурам нашего города? Как можно получить согласие на экспертное интервью с этими людьми?
5. Опишите социально-психологические, демографические характеристики, особенности внешнего вида и другие качества «идеального интервьюера» для контакта со следующими группами:
– футбольные фанаты;
– байкеры;
– эмо-киды;
– клабберы.
Тема 2.4. Наблюдение.
Наблюдение – это метод сбора социологической информации, основанный на фиксации непосредственных поведенческих реакций объекта исследования.
Наблюдение подразделяется на следующие виды:
1. По степени стандартизации: произвольное и стандартизованное.
2. В зависимости от роли исследователя: включенное и невключенное.
Произвольное наблюдение.
При произвольном наблюдении – это качественная разновидность метода – исследователь фиксирует всю информацию, которую видит, он не знает, что конкретно получит в итоге, его задача – получить как можно больше данных. Этот вид наблюдения характеризуется большой эвристической ценностью. Основные сложности связаны с фиксацией получаемой информации. Как правило, исследователь использует диктофон или видеокамеру, куда он «наговаривает» текст, касающийся наблюдаемого объекта.
Наблюдатель фиксирует особенности поведения, взаимодействия, речевые особенности, разговоры, реакции объекта.
Проблема здесь заключается в субъективности исследовательских интерпретаций. Исследователь должен фиксировать как объективно наблюдаемые параметры, так и свои интерпретации и ощущения – но он обязан проводить четкую границу между первым и вторым. На практике мы мыслим интерпретациями, а не голыми фактами, например, мы воспринимаем какую-либо субкультуру как «дружелюбную» по сумме ощущений, но для отчета мы должны описать, какие именно факты легли в основу нашего вывода. Еще сложнее описать без помощи оценочных суждений «высокомерное выражение лица» и т.п., хотя высокомерие как атрибут поведения индивида или целой субкультуры, безусловно, имеет место в реальности.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования