logo search
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

7.3. Преподаватель против студентов

Специального домашнего задания к такому занятию не требуется. Нет во время семинара и осознания со стороны студентов наличия игровой ситуации. Более того, студенты всерьез уверены, что они убедят преподавателя в правильности своих взглядов и найдут при этом решающие аргументы. Суть семинара состоит в том, что студенты стремятся найти правильную формулировку философского принципа (закона, категории), а преподаватель против каждой выдвигаемой формулировки выставляет контраргумент, как бы изображая, тем самым, правоту, сопротивляющуюся попытку естествоиспытателя познать ее. Даются упражнения (можно – схемы) «провоцирующего» характера.

Разберем этот вариант на примере семинара по теме «Сознание». Преподаватель начинает занятие с обычных вопросов, задаваемых студентам. Требуется ответить, что такое «отражение», перечислить ступени отражения и сформулировать специфику этих ступеней. Когда же дело доходит до формулировки сознания как высшей ступени отражения, студентам предлагается ответить на элементарные и, конечно, некорректно поставленные вопросы: «Назовите хотя бы один пример такого человеческого поступка или свойства, который бы свидетельствовал о наличии у человека сознания, в отличие от животных». На этот «крючок» студент с энтузиазмом попадается и начинает формулировать ответ в рамках стандартного понимания сознания как функции мозга, заключающейся в целенаправленном, оценочном, обобщенном отражении действительности социальным субъектом, причем, доказывает возможность модификации такого понимания приведением различных примеров, поступков, учитывающих одно из перечисленных качеств сознания.

Роль преподавателя – возражать (ведь и природные явления естествоиспытатели понимают неадекватно), приводить примеры поведения животных, свидетельствующие о наличии у них, в одних случаях, целеполагающих действий, в других – умения отличить объект по простейшим абстрактным параметрам, в третьих – оценочного подхода к окружающему и т. д. При подготовке к семинару каждый преподаватель должен запастись как можно большим числом этих примеров.

Если студенты «выдыхаются», то надо помогать им, высказывать мысли относительно возможных специфических свойств сознания. Заключительное слово преподавателя в конце семинара должно побуждать студентов к дальнейшим самостоятельным размышлениям. Например, допустимо сказать, что, конечно, понятия сознания, на которые они опирались при отыскании примеров, являются правильными, однако они неверно расценили его статус и неокончательно нашли правильные приемы аргументации, что в общем-то справедливо, ибо сам первоначальный вопрос умышленно был поставлен некорректно.