7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
Одной из форм активизации познающей деятельности на семинаре является метод дискуссии. Дискуссия – это официально объявленный спор, обычно с предварительно намеченными оппонентами. В ходе семинара, используя метод дискуссии, преподаватель имеет возможность воздействовать на студентов, формировать у них определенные ценностные ориентации. Положительной стороной семинара-дискуссии является непосредственный контакт преподавателя со студентами, полная возможность проверить знания студентов, пополнить недостаточность этих знаний, разъяснить сложные и непонятные вопросы, организовать живое, творческое обсуждение проблем, вовлечь в дискуссию вся группу, преодолев пассивность некоторых студентов. Дискуссия способствует повышению мыслительной творческой активности. Спор на семинаре дает толчок к собственным «домашним» размышлениям.
Проведение семинарского занятия – «живой» процесс. Успех семинара зависит не только от подготовленности преподавателя, но и во многом от добросовестности студентов, и если студенты не прочтут к занятию требуемой литературы, семинара-дискуссии может не получиться.
Несомненной трудностью проведения семинара-дискуссии является следование заранее продуманному плану, поскольку в ходе обсуждения того или иного вопроса дискуссия может отклониться в сторону от плана. Бывает и так, что время, рассчитанное преподавателем на обсуждение вопросов, не выдерживается, ибо возникает ряд дополнительных вопросов, и вместо того, чтобы обсудить на семинаре 3–4 пункта, выясненными оказываются только два. Вероятно, здесь не нужно догматически подходить к плану семинарского занятия.
Трудностью семинара-дискуссии является также оперативность ответов на неожиданно возникшие вопросы. Здесь необходимо заметить, что преподавателю не всегда нужно отвечать на вопросы, либо отмахиваться от них, а нужно найти оптимальный выход из создавшейся ситуации.
Проведение семинара с использованием дискуссии – это вспомогательный метод активизации занятия, а не самоцель. Используя метод дискуссии в качестве включенного элемента общей методики семинаров, можно значительно повысить интерес студентов к изучаемым проблемам.
Конечно, метод дискуссии – не универсальное средство активизации, и использовать его можно лишь на части семинарских занятий. Искусственное навязывание преподавателем дискуссии обычно не встречает у студентов ответной реакции. Если дискуссия протекает на низком уровне, то занятие приобретает вопросно-ответную форму и лучше ее прекратить и провести как общепринятую форму. Студенты, принимая активное участие в обсуждении спорных вопросов, приобретают практические навыки отстаивания своих позиций, приучаются дисциплинировать свое мышление, вырабатывать его логику.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5