logo
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий

Одной из форм активизации познающей деятельности на семинаре является метод дискуссии. Дискуссия – это официально объявленный спор, обычно с предварительно намеченными оппонентами. В ходе семинара, используя метод дискуссии, преподаватель имеет возможность воздействовать на студентов, формировать у них определенные ценностные ориентации. Положительной стороной семинара-дискуссии является непосредственный контакт преподавателя со студентами, полная возможность проверить знания студентов, пополнить недостаточность этих знаний, разъяснить сложные и непонятные вопросы, организовать живое, творческое обсуждение проблем, вовлечь в дискуссию вся группу, преодолев пассивность некоторых студентов. Дискуссия способствует повышению мыслительной творческой активности. Спор на семинаре дает толчок к собственным «домашним» размышлениям.

Проведение семинарского занятия – «живой» процесс. Успех семинара зависит не только от подготовленности преподавателя, но и во многом от добросовестности студентов, и если студенты не прочтут к занятию требуемой литературы, семинара-дискуссии может не получиться.

Несомненной трудностью проведения семинара-дискуссии является следование заранее продуманному плану, поскольку в ходе обсуждения того или иного вопроса дискуссия может отклониться в сторону от плана. Бывает и так, что время, рассчитанное преподавателем на обсуждение вопросов, не выдерживается, ибо возникает ряд дополнительных вопросов, и вместо того, чтобы обсудить на семинаре 3–4 пункта, выясненными оказываются только два. Вероятно, здесь не нужно догматически подходить к плану семинарского занятия.

Трудностью семинара-дискуссии является также оперативность ответов на неожиданно возникшие вопросы. Здесь необходимо заметить, что преподавателю не всегда нужно отвечать на вопросы, либо отмахиваться от них, а нужно найти оптимальный выход из создавшейся ситуации.

Проведение семинара с использованием дискуссии – это вспомогательный метод активизации занятия, а не самоцель. Используя метод дискуссии в качестве включенного элемента общей методики семинаров, можно значительно повысить интерес студентов к изучаемым проблемам.

Конечно, метод дискуссии – не универсальное средство активизации, и использовать его можно лишь на части семинарских занятий. Искусственное навязывание преподавателем дискуссии обычно не встречает у студентов ответной реакции. Если дискуссия протекает на низком уровне, то занятие приобретает вопросно-ответную форму и лучше ее прекратить и провести как общепринятую форму. Студенты, принимая активное участие в обсуждении спорных вопросов, приобретают практические навыки отстаивания своих позиций, приучаются дисциплинировать свое мышление, вырабатывать его логику.