4.1. Системно-педагогическое понимание личности
Чтобы построить социальную систему нового типа – будь то семья, государство или даже целая цивилизация, – в соответствии с законами систем требуется принципиально новая элементная база. Основным элементом любой социальной системы является индивид с присущей ему личностью.
Для начала необходимо понять: что такое личность, как она возникает, по каким законам развивается, по каким критериям этот процесс должен оцениваться и как его можно корректировать. Предварительно необходимо уточнить содержание нескольких понятий.
Человек – это обозначение единичного представителя человеческого рода как носителя особого вида интеллекта на планете Земля.
Индивид – это конкретный человек, рассматриваемый в комплексе присущих ему общих и особенных качеств, значимых в заданном контексте.
Индивидуальность – это сочетание общих и особенных качеств, присущих конкретному индивиду, которое дает возможность отличить его от любого другого в заданном контексте.
Никогда и никто в данный момент времени не учитывает все качества, реально присущие данному индивиду. В зависимости от ситуации и от целей берется разное, всегда неполное сочетание качеств, лишь бы оно было достаточным для решения задач, возникающих в связи с поставленными целями.
Личность – это присущая конкретному индивиду система социально обусловленных качеств, существенных для эффективности выполнения им всего комплекса социальных ролей, необходимого для устойчивости, прогресса и счастья индивида в составе социальных систем, в которые он оказывается включенным без критичного ущерба для устойчивости, прогресса и счастья остальных членов этих систем.
Ранее говорилось о совокупности качеств, об их комплексе – теперь речь идет об их системе. Эти качества не могут существовать сами по себе, отдельно от конкретного индивида.
Социальное – это то специфическое в объектах, явлениях и процессах, что обусловлено особенностью их места в полиструктурных системах, основными компонентами которых являются люди.
Качества, которые могут составить личность, создаются именно воздействием той или иной структуры соответственно месту, которое в этой структуре занимает индивид в то или иное время своей жизни. В разные периоды жизни индивида одни и те же воздействия могут давать существенно различающиеся результаты: подробнее это будет рассмотрено в теме «Социальный импринтинг». Личностные качества возникают только от воздействия на индивида других людей или от взаимодействия индивида с людьми. Воздействие на индивида со стороны других людей может быть и не прямым, а так или иначе опосредованным. Таким опосредованным оказывается воздействие большинства создателей культурных ценностей – ценностей искусства, науки, философии, религии. Именно отсюда возникают все качества, из которых может образоваться личность, именно этим определяется и ее дальнейшее развитие. Личность создается только личностями – прямо или опосредованно. Это подтверждается около полутора десятками известных в истории случаев, когда к людям попадали выращенные зверями человеческие детеныши. Ни в одном из случаев вопреки всем усилиям специалистов сделать из этих индивидов более или менее нормальных членов социальных систем не удалось. Киплинговский Маугли – сказка. Более того, в силу объективности жизненно важной взаимосвязи телесного и психического ни одному из этих индивидов не удалось пережить возраст 20-летия, несмотря на все заботы о них.
Для дальнейшей расшифровки определения понятия «личность» необходимо уточнить содержание понятия «социальные роли» применительно к рассматриваемой проблематике, не вдаваясь во множество продолжающихся дискуссий.
Социальная роль – это система внешних и внутренних действий индивида соответственно объективным требованиям реально занимаемого месту в структуре соответствующей социальной системы, соответствующая по критериям эффективного обеспечения устойчивости, прогресса и счастья его самого и тех, кто для этого нужен.
Социальная роль складывается из действий, часть которых проявляется внешне (практическая деятельность, разговор, пение, танец, передача информации языком жестов и мимики), другая часть внешне может быть почти не выражена (восприятие, запоминание, внутренняя переработка информации, переживания, подготовка к действиям за пределами данной системы ради удовлетворения потребностей именно этой системы).
Рассмотрим основные социальные роли с небольшими пояснениями.
Первая роль, которую младенец начинает осваивать с первых дней своей жизни, – семьянин. Кто я для семьи и что значит семья для меня: как это воспринимать и как, соответственно, действовать? Как это меняется со временем? К чему готовиться заблаговременно? Роль сына, брата, внука, мужа, отца, дедушки – это все одна и та же роль семьянина, только на разных ступенях и с разных сторон: я и моя семья.
Вторая роль – потребитель – это способности, умения, навыки и готовность эффективно использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих потребностей и потребностей своего «Мы», оптимально распределяя использование их во времени и в структуре систем.
Ресурсов всегда бывает несколько меньше, чем нужно для полного удовлетворения всех потребностей всех членов социальной системы. Еще необходимо учесть, что новые потребности или возобновление временно удовлетворенных потребностей, скорее всего, опередят поступление новых ресурсов. Следовательно, нужно оптимально распределить имеющееся между различными людьми и между различными отрезками времени в их жизни, а затем использовать с максимальной эффективностью.
Следующая роль, которую ребенок так или иначе осваивает с младенчества, – член социального общежития. Это роль соседа по лестничной площадке и роль попутчика в транспорте, роль участника общей игры, члена дворовой компании, роль покупателя в очереди – там, где ты на какое-то время оказываешься среди других на основе относительно кратковременных связей. Надо, чтобы в пределах имеющихся возможностей оптимально распределялись ресурсы обеспечения свободы между всеми индивидами, временно образовавшими более или менее единую совокупность. При понимании сущности этой роли видно, что формируется она с первых дней жизни индивида и развивается в ту или иную сторону на протяжении всей его жизни.
Следующая социальная роль – защитник от неблагоприятных внешних факторов или ошибочных действий системы своих «Мы» в целом и персонально, по отдельности. Роль защитника надо уметь выполнять, иметь соответствующие способности и быть к этому постоянно готовым. Этому надо учить и в этом надо тренировать. Когда человек выхватывает маленького ребенка с мостовой почти из-под колес автофургона – он делает это быстрее, нежели может обдумать, это автоматизм. Он и сам может испугаться, но уже потом.
Труженик – способности, умения, навыки и готовность получать удовольствие от самого процесса последовательного выполнения всех трех ступеней истинного, а не ложного трудового действия. Более подробно сущность истинного и ложного трудовых действий по трем ступеням каждого из них будет рассмотрена в разделе о социальном импринтинге.
Следующая роль – субъект индивидуального и коллективного регулирования и самоуправления. В любой системе периодически возникают отклонения от среднего положения, и нужно своевременно вносить соответствующие небольшие поправки: опоздание с поправками может увеличить отклонения до запредельных.
Следующая роль – субъект пожизненного самообразования – это способности, умения и готовность с достаточными упреждением и точностью предвидеть будущую ситуацию и заранее эффективно готовить себя к действиям в этой ситуации. Надо уметь тренировать проявление способностей, которые потребуются в будущем, заранее набирать соответствующие знания и уметь их применять. На протяжении всей жизни индивида так или иначе изменяются условия существования, и на протяжении всей жизни ему нужно упреждать грядущее.
В любой социальной роли проявляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и другие качества человека.
Всестороннее развитие личности – это подготовленность ее ко всем без исключения социальным ролям, какие нужны тем социальным системам, в которые данный индивид реально будет включен на протяжении его жизни.
Гармоничное развитие – это такое развитие, при котором исполнение каждой социальной роли данным индивидом не только не входит в противоречие с остальными ролями, но дополняет и увеличивает эффект от выполнения действий по каждой из остальных ролей.
Свободная самоуправляемая деятельность человека осуществляется, прежде всего, как система информационных процессов в его сознании и подсознании, завершающаяся изменением его физического и психического состояний и практической деятельностью.
Информационная деятельность субъекта – это производное от его интеллекта, культуры и условий, в которых он в данное время находится. Как уже ранее отмечалось, будущие быстро изменяющиеся условия точно предвидеть невозможно. Чтобы деятельность субъекта соответствовала потребностям его самого и соответствующих социальных систем, чтобы он с максимальной эффективностью использовал эти будущие условия, педагогическая деятельность должна быть направлена прежде всего на формирование и развитие соответствующих его системных качеств – интеллекта и культуры.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5