7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
Для того, чтобы провести учебный семинар как «спор рядов», необходимо разделить студенческую группу на 3 части. В среднем ряду целесообразно оставить нечетное количество человек, по возможности больше трех. Они будут «судьями». В крайних двух рядах количество студентов должно быть приблизительно одинаковым. Равными, по оценке преподавателя, должны быть и интеллектуальные возможности крайних рядов. Самыми лучшими «судьями», вдумчивыми и тщательно анализирующими представленные им взгляды, являются молчаливые, мало выступающие на обычных семинарах студенты. Если «спор рядов» задумано провести, например, в курсе философии по теме «Материя и формы ее существования», то в качестве домашнего задания к этому игровому занятию можно дать два доклада по одной из антиномий Канта в его работе «Критика чистого разума», например, по антиномии «мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и не имеет границ в пространстве». Докладчику – представителю одного крайнего ряда – поручается подготовить доклад минут на пять по одной стороне этой антиномии и воспроизвести соответствующее доказательство Канта, докладчику – представителю другого крайнего ряда – по другой стороне антиномии и противоположной доказательству Канта. Другим студентам (всем, в том числе и «судьям») задается домашнее задание по темам «Проблема бесконечности мира в философии и естествознании», «Пространство и время как формы существования материи».
Игровое занятие начинается с того, что преподаватель формулирует правила проведения семинара. Задачей каждого из крайних рядов является доказательство «судьям», что отстаиваемые ими взгляды более приемлемы, нежели взгляды противоположного ряда. Они должны всеми силами, изобретательно поддерживать своих докладчиков – лидеров, находить контраргументы против другой стороны. «Судьи» должны, выслушав соображения каждого из крайних рядов, разобраться в сложившейся ситуации и определить, чья же аргументация заслуживает большего доверия.
Все обсуждение должно быть нацелено на «судей», они могут прервать выступающих, призвать к порядку, если станет слишком шумно, и т. д.
Преподаватель играет роли наблюдателя и комментатора происходящего. Он вмешивается только тогда, когда чувствует, что кто-то из выступающих не может четко выразить свои мысли. Кроме того, допустимо давать историко-философские комментарии по различным вариантам решения разбираемых вопросов.
Главный итог семинара – тайное (на отдельных листочках) голосование судей в конце семинара. Причем обязательно нужно отдать предпочтение одной из отстаиваемых крайними рядами позиций. Итог голосования объявляет преподаватель. Студенты в результате более глубокого изучения осмысливают обсуждаемые проблемы, улавливают их философский смысл.
Изучение различных тем по философии, культурологии дает очень богатый философско-культурный материал, прежде всего для студента. Споры продолжаются и после окончания занятия. Лучше, не поверхностно усваивается диалектико-материалистическое решение поставленной проблемы. Полученные знания остаются у студентов надолго.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5