7.5. Игровая контрольная
Семинарское занятие проходит в виде сжатого, стремительного опроса. Ответы требуются краткие, опрашиваются все студенты, причем желательно по одному разу.
Вначале занятия преподаватель объявляет, что в конце семинара будет 5-минутная контрольная, состоящая из пяти вопросов, и чтобы присутствующие внимательно следили за ответами. Когда до конца занятия остаются 10–15 минут, преподаватель предлагает достать всем листочки и формулирует вопросы. Например, на занятии по теме «Материалистическая диалектика» возникли следующие вопросы:
а) перечислить основные принципы диалектики;
б) написать формулировки трех законов диалектики;
в) сформулировать понятие качества;
г) сформулировать понятие диалектики;
д) назвать основные принципы диалектического противоречия.
Если студенты не были по-настоящему подготовлены к семинару и плохо следили за ответами, то никакое перелистывание учебника не поможет. Времени слишком мало, поэтому можно смело разрешить им пользоваться литературой.
Ключевым моментом игровой контрольной является подведение ее итогов. По окончании написания контрольной работы преподаватель объявляет, что сейчас скажет правильные ответы, и называет их. Те, у кого ответы по смыслу не совпадают с данными преподавателем, ставят себе минус; у кого совпадают – плюс. Спорные случаи тут же обсуждаются. Затем преподаватель говорит, что каждому необходимо назвать сумму баллов (+), которую он запишет в журнал. Каждый студент, записав оценку и назвав ее вслух, тем самым выносит вовне представление об уровне своих знаний, т. е. социализирует свой уровень учебных притязаний.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5