Предисловие
Данная работа является авторским учебным пособием, предназначенным студентам и аспирантам, не имеющим базового педагогического образования. Это концептуальное введение в курс «Педагогика и психология высшей школы».
Такое введение потребовалось в связи с тем, что в условиях стремительного нарастания процессов глобализации, формирования единого образовательного пространства в мире, ускорения кардинальных перемен, как в жизни государства, так и в сферах науки, техники, культуры в целом необходима переориентация средней и высшей школы с доминирующего обучения на системное образование. Имеющаяся на сегодня методологическая база для этого совершенно недостаточна.
Используемый авторами материал получен в результате многолетнего опыта и самостоятельных теоретических разработок с различными возрастными и социальными группами учащихся.
Изложена методология системного подхода применительно к многочисленным (человековедческим) проблемам, связанным с образованием в современном обществе, на основе системного подхода описаны феномены интеллекта, культуры, духовности, закономерности феномена социального импринтинга.
Пособие содержит методические материалы, имеющие практическое значение и непосредственно предназначенные для молодых преподавателей.
В приложении даны материалы рекомендательно-практического назначения: работа с текстовой информацией; рекомендации по обобщению материалов, темы рефератов, докладов и контрольных вопросов, список литературы, учитывающий опыт классической педагогики и современные исследования по стратегии современного образования с технологиями реализации этой стратегии.
На учебных занятиях материал курса конкретизируется более подробно. Но, как показала практика, в конспектах слушателей излагаемый материал приобретает зачастую недопустимо искаженный вид. Поэтому считаем целесообразным в предоставленном объеме дать конспективное, но точное изложение, дополнив его некоторыми приложениями методического характера.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5