logo
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

6. О технологиях образования

Под технологиями образования понимаются системы средств и способов обеспечения перехода от исходного состояния субъекта к выбранному варианту возможного и объективно требуемого будущего. Общая методология и частные методики и обеспеченность образовательной деятельности входят в понятие технологии как ее составные части. Образовательная же деятельность представляет из себя реализацию той или иной части принципиально имеющихся технологий.

Представленная системно-антикризисная методология и уточненное на ее основе системное понимание образования дают возможности скорректировать и вопрос о технологиях объективно требуемого образования. Частично такое образование уже осуществимо, частично же его обеспеченность еще предстоит создавать.

В первую очередь нужно скорректировать ориентированность вузовских преподавателей и тех, кто, пройдя студенческое обучение, готовится к педагогической деятельности.

Пока еще педагогическая литература по высшей школе посвящена почти исключительно обучению и научно-исследовательской работе студентов, а вузовские преподаватели не имеют достаточного интереса к педагогической литературе. Все это обусловлено в первую очередь объективными причинами, отражающими общее положение науки и образования в России. Но когда объективные обстоятельства вынудят общество кардинально изменить это положение, не готовые к изменениям люди не смогут в приемлемые сроки достаточно эффективно использовать предоставленные возможности. Готовить к этому нужно заранее.

Дело усложнено еще и тем, что пока собственно педагогические поиски идут в общеобразовательной школе. Хотя в силу ряда причин объективного и субъективного характера ценнейшие находки и открытия и не получают достаточного распространения, но информационная база перехода к подлинно системной концепции антикризисного образования медленно, но верно создается.

Отметим основные направления перехода к системному образованию.

Первоочередное внимание направленно по-прежнему на обучение, в первую очередь – на информирование. И здесь техника по мере увеличения ее доступности все больше и больше вытесняет преподавателя как основной источник знания. Отбор наиболее значимой информации (слово «информация» употребляется здесь в массовом его понимании, хотя специалисты по информационным технологиям обоснованно предпочитают в этом случае говорить о данных), ее систематизация, придание нужной внешней формы и выбор режима подачи – все это требует большой совместной работы высококлассных специалистов различного профиля. Но полученный продукт потом довольно просто тиражировать и поставлять в любых масштабах: развитие компьютеризации и Интернета создают для этого все более широкие возможности, дополняемые и телевидением. Наряду с информацией по этим же технологиям передаются различные варианты ее обработки применительно к различным заданным ситуациям. Не намного сложнее осуществление обратной связи для проверки запоминания информации и умений решать заданные задачи, включая и отслеживание способов, которыми эти решения производились. Задав нужные режимы по прямой и обратной связи, можно контролировать распределение занятий во времени и, тем самым, обеспечивать тренированность.

Можно сделать вывод: содружество методистов, программистов и диспетчеров-операторов в принципе позволяет уже сегодня эффективно обеспечивать базовую информированность школьников и студентов, а также контролировать усвоение заданной информации. Дело за технической оснащенностью рабочих мест учащихся. Однако необходимо считаться и с тем, что имеющиеся на сегодня различия в этой оснащенности уже сейчас обостряют социальные противоречия в сфере образования. При увеличении замены преподавателей техническими средствами эти противоречия могут перейти опасные пределы. До изобилия, которое обеспечило бы всеобщую достаточность технической оснащенности, пока еще далеко.

Вторая сложность в повышении эффективности образования – учет индивидуальных различий: способности, уровень их развития и психическое состояние конкретного индивида на данный момент, что невозможно с приемлемой эффективностью контролировать и корректировать это из единого отдаленного центра. Никакая техника не может в этом деле заменить личный контакт с педагогом. Так же дело обстоит и с социально-групповыми взаимодействиями (коллективностью) во время работы с учебной информацией. Опыт лучших педагогов показывает принципиальную незаменимость этого фактора в учебном процессе.

Таким образом, развитие информационной техники вытесняет преподавателя, но в принципе не может вытеснить педагога.

Еще сложнее складывается ситуация в деле воспитания молодежи. Как показал опыт, прямая пропаганда желательного поведения и агитация за подражание лучшим киногероям и литературным образам без должного соответствия реальной среде обитания порождают только двойную мораль. Хороший педагог осуществляет воспитание прежде всего через организацию и оперативную корректировку соответствующей социальной среды, в которой постоянно живут его воспитанники (опыт А. С. Макаренко, М. П. Щетинина и др.).

Эффективное управление невозможно без оперативной и неискаженной обратной связи. Никакие технические средства не могут на сегодня контролировать реально достигнутый уровень воспитанности каждого конкретного индивида. А среднестатистический подход здесь недостаточен. Другое дело, что не каждый преподаватель может быть хорошим воспитателем. Необходимы срочные и весьма существенные коррективы принятой на сегодня практики подготовки кадров для образовательных систем.

Именно через социальную среду обитания воспитанников в сочетании с дополнительно поступающей через различные каналы информацией можно решать задачи социальной ориентации. И здесь педагогу замены нет в принципе. И для обратной связи здесь особенно важен многолетний мониторинг последующей жизни выпускников (о необходимости педагогического мониторинга все больше пишется в педагогической литературе последних лет, но обеспечения для такого мониторинга общество пока не выделяет).

Профессиональная ориентация как четвертая из составных частей системного образования оказывается на стыке очень разных процессов.

Дифференцированно ориентированную на различные профессии диагностику индивидуальных качеств невозможно осуществлять в массовых масштабах без основательно оснащенных техникой специальных центров и соответствующих специалистов. С ними же связаны задачи профподбора. Ни о материальном, ни о теоретико-методологическом, ни о методическом обеспечении таких центров после некоторого «всплеска» начала 70-х годов речи в обществе не идет. И плата за это становится все дороже (хотя бы в виде нарастания аварийности).

Если соответствие индивидуальных качеств требованиям конкретной профессии можно рассматривать как нечто в основном объективное, то другую сторону профессиональной ориентации – профессиональную этику формализовать для объективной диагностики значительно проблематичнее.

Формирование и развитие трудовой этики и морали специалиста нового времени должно начинаться с четырех базовых оснований.

Первое основание – изменение соотношения актуальности внимания к целям и средствам от первобытного общества, когда все внимание направлено на обеспечение средств, а цель совпадает с инстинктами выживания индивида и с продолжением рода, до ситуации нового времени, когда уже имеющихся в наличии средств в принципе достаточно для уничтожения всей окружающей среды вместе с самим человеком.

Второе основание – соотношение социальной организации общества со структурой сферы разделения труда в сочетании с обменом результатами различных видов труда, начиная от универсализма первобытного общества до все более заужающейся специализации и от натурального обмена до мирового рынка товаров и услуг.

Третье основание – место и роль профессионального труда в жизнедеятельности индивида, начиная от полного совпадения труда с удовлетворением вынужденной добычи средств выживания до выделения работы по найму, вспомогательного домашнего труда и труда-хобби. Это одна сторона данного основания.

Другая сторона связана с изменением соотношения труда как формы добывания средств и труда «избыточного», вспомогательного, направленного на помощь другим людям, на совершенствование среды обитания, на поисково-подготовительную работу, связанную с оптимизацией будущего целеполагания, и на совершенствование как отдельных личностных качеств, так и на повышение их гармонизации, гармонии их соотношения.

Четвертое основание связано с обеспечением сохранения оптимума места конкретного индивида в сфере разделения труда с учетом уже достигнутого, с учетом прогнозов предстоящих изменений в обществе и в среде его обитания, в условиях его жизни в целом, а также с учетом собственных еще не реализованных потенциальных возможностей. Речь идет о труде как средстве совершенствования и развития личности, о сочетании прогнозирования потребностей и возможностей общества с пожизненной диагностикой непрерывно изменяющихся индивидуальных особенностей и нереализованного потенциала конкретного индивида, включая переориентацию на новые профессии, новые роли в этих профессиях, и кончая непрерывным пожизненным образованием и самообразованием.

Обратим внимание на содержание понятий в данном контексте. Под моралью будем понимать систему принципов и норм их варьирования. Этика – специально организованное рациональное и эмоциональное отражение этих принципов и норм в сознании людей и комплекс принятых форм, в которых эти принципы и нормы должны проявляться в повседневной деятельности. Нравственность – это комплекс характеристик субъекта, обеспечивающих соблюдение им определенной морали при отсутствии или недостатке внешнего контроля и стимулов. (Нравственность – это составная часть воспитанности.) Нравственность – это характеристика субъекта. Мораль – это принципы, сущность взаимодействия. Этика – учение о морали, представление о ней. Отсюда можно отдельно выделить этикет как комплекс принятых форм поведения (как рассаживаться гостям за столом, с какими паузами допустимо отвечать собеседнику, в каком порядке здороваться с различными персонами, какие обращения употреблять и т. п.).

Следует учитывать, что самая прогрессивная ориентация педагогов и самые эффективные технологии могут разбиваться о ненормальную ситуацию в обществе: о неправомерное падение престижа профессий, о необеспеченность не только достаточными для проявления высокого профессионализма условиями, а и о необеспеченность работой по профессии, о несправедливую оплату труда профессионалов и т. д. И прежде всего это относится к самим педагогам: доверие к нищему представителю реально не уважаемой властными структурами профессии очень трудно сохранять.

И еще одно общее положение: системное формирование личности как интегральный результат системы из четырех выделенных процессов обеспечивается, прежде всего, личностным окружением – личностными характеристиками педагогов, друзей и сотрудников по образовательной деятельности. Именно воздействие этих близких людей, как свидетельствует история, зачастую преодолевает даже очень сильное отрицательное воздействие на формирование личности множества других факторов.

Знание и понимание закономерностей социального импринтинга предупреждает заблуждения о возможностях наверстать упущенное, перевоспитать уродливо сформированную личность. Знание и понимание сущности духовности и закономерностей ее формирования и развития позволяет реально выполнять современные требования антикризисной направленности образования. А переход к реальной практике мониторинга по системным личностным качествам воспитанников и выпускников развеет опасные иллюзии и даст стимул для переориентации всего общества на достижение необходимой эффективности системного образования.

Во всем мире давно известно, что самое выгодное для нации капиталовложение – это капиталовложение в образование. Именно оно дает максимальную отдачу со временем для данной нации, для данного государства. Это уже известно. Но это необходимо нации, государству в целом. А конкретным бизнесменам и конкретным государственным деятелям выгоднее всегда нечто другое, дающее прибыль лично им и в более короткие сроки. Соответственно, для них на первом месте оказывается торговля (не важно, чем именно: средствами жизнеобеспечения или средствами уничтожения, информацией любого рода или наркотиками), на втором месте – производство любых товаров для торговли, на третьем – инфраструктура, на четвертом – наука, прежде всего прикладные ее аспекты, и лишь потом все остальное, причем образование – на последнем (разве что обучение частично поближе в соответствии с ближними целями).

Если же учитывать не только ближнюю, но и одновременно более отдаленную перспективу, то самое эффективное для нации и для государства капиталовложение – капиталовложение в обеспечение молодых семей, в обеспечение прогресса их потенциала (прежде всего интеллектуального) и эффективности его проявления в соответствии с объективными закономерностями социального импринтинга на основе соответствующей культуры.

Молодая семья в самом начале под соответствующую реальную ответственность должна получить достаточные условия, чтобы она могла работать не от своей материальной нужды, а от потребности проявить себя в помощи другим, чтобы детей могла завести вовремя и в нужном количестве. При этом нужно ориентироваться на объективные требования и закономерности их удовлетворения в анатомо-физиологическом, психологическом и социальном аспектах. Молодой семье нужно сразу же давать жилье, материальное обеспечение. В последующие полтора–два десятка лет это будет возвращено обществу с максимальными процентами. И будущее принадлежит той нации, которая раньше и эффективнее других решит эту проблему, – она и будет ведущей на планете.

Это уже поняли и используют многие японские фирмы пожизненного найма, которые, в частности, рассматривают обеспечение детских садов для детей своих сотрудников самыми высококлассными специалистами как важнейшую часть обеспечения конкурентоспособности фирмы.

В мире очень обоснованно нарастает беспокойство по поводу того, что в информационном мире ближайшего будущего Япония вырвется вперед настолько, что догнать ее будет уже невозможно. Технически догнать всегда можно. Технику можно купить, информацию можно и украсть. А вот интеллектуальный потенциал нации, ее культуру, состояние людей на уровне подсознания невозможно ни украсть, ни купить, ни изменить «штурмом». И поэтому крупная японская кампания начинается с детских ясель. (Подробнее об этом см. в брошюре Масару Ибука «После трех лет уже поздно...».)

И вуз недалекого будущего должен начинаться с детских ясель, детского сада, а подготовительные курсы должны быть и курсами для молодых супругов и родителей. Вот тогда у нас будет интеллигенция, а не совокупность посредственно обученных профессионалов.

Итак, рассмотренные объективные закономерности формирования и развития субъективного фактора в жизни общества показывают, что изменить реальную ситуацию не только необходимо, но и вполне возможно.