logo
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности

Педагогика – это наука о формировании и развитии субъекта предстоящей вариативной деятельности при неполноте или отсутствии внешнего контроля и стимулирования, но с требованием соответствия этой деятельности потребностям обеспечения устойчивости, прогресса и счастья самого субъекта и тех систем, частью которых данный субъект будет являться.

Педагогическое искусство – это искусство применения педагогики или искусство педагогической деятельности, искусство решения педагогических задач. При этом индивид, осуществляющий педагогическую деятельность, педагогику как науку может и не знать.

Составной частью педагогики является дидактика наука о передаче знаний, о формировании и развитии умений, навыков и тренированности в применении этих знаний. Теория обучения в высшей школе объясняет дидактические явления через принципы обучения.

В педагогике высшей школы вследствие единства обучения и научного исследования принципами дидактики выступают и некоторые общенаучные положения: научная организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного, системного подхода и т. д. Основное значение таких общенаучных принципов в педагогике высшей школы проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и научного исследования.

Теория обучения в высшей школе раскрывает качественные изменения в учебном процессе, в которых сочетаются объективное и субъективное.

Учебный процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактических, психологических и социальных явлений. Психологический подход к обучению является необходимым условием установления этих связей.

Психология обучения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в учебно-воспитательном процессе. Наиболее существенными среди них являются: психологическое обоснование рациональных путей приобретения знаний, выработки умений и навыков, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных учебных задач, психологическое обоснование путей совершенствования методов преподавания. Указанные задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование личности, на профессиональную подготовку студентов в целом. Для психологии особенно важен анализ актов педагогического воздействия и условий достижения успеха.

Прежняя педагогика была направлена на формирование и развитие подчиненных, на подготовку легко управляемых кадров. Теперь речь идет о формировании и развитии субъекта. Субъект это тот, кто самостоятельно анализирует ситуацию, свободно выбирает себе цели, составляет программы достижения этих целей, выполняет их по собственной воле без воздействия извне или даже вопреки такому воздействию.

В современном обществе и конкретная ситуация, в которой оказываются различные субъекты, и объективно требуемая от них деятельность изменяются все быстрее и кардинальнее. Нужно готовить субъекта к деятельности, потребности в которой пока еще нет, к деятельности в условиях, которые пока еще не возникли. Все это прогнозируется только в самом общем виде. Неполнота и неточности прогнозов должны компенсироваться возможностью субъекта самостоятельно ориентироваться в том, что и в каких условиях потребуется, быстро набирать и осваивать необходимые знания и умения, самостоятельно определять: что именно, в какой форме и в каком объеме делать.

Более того, необходимо, чтобы субъект без внешнего контроля, без поощрений и наказаний делал именно то, что требуется для сохранения и прогресса тех социальных систем, в состав которых он будет в дальнейшем включен в качестве значимого их компонента – от семьи до государства и до человечества в целом. При этом не должно возникать противоречий с самостоятельным обеспечением устойчивости, прогресса и счастья его самого. Все это в целом и должна обеспечивать педагогика нового времени.

Самая полная свобода не подразумевает, что человек всецело предоставлен только самому себе и случайностям. Он должен иметь достаточные по устойчивости во времени и по диапазону их значимости ориентиры, достаточную общетеоретическую базу, методологию и методики нахождения и освоения новой информации и способов ее использования соответственно изменяющимся потребностям и условиям для их удовлетворения.

Самый свободный человек не может быть независимым ни от своей социальной сущности, связанной и выражающейся во включенности в обеспечение устойчивости и прогресса определенных социальных систем, ни от собственной сущности, ни от закономерностей развития этой сущности. А конкретная деятельность, для осуществления которой осваиваются те или иные знания и умения, развиваются те или иные способности, – это проявление на практике устремленности к достижению тех или иных целей. Понимание этого позволяет расставить по значимости цели, средства, освоение этих средств и их применение на практике.

Каждый из разделов любой науки отражает только часть той системы, которую моделирует на информационно-теоретическом уровне данная наука в целом. А часть не заменяет целого. Поэтому часть науки можно и нужно выделять для освоения и применения в тот или иной отрезок времени в тех или иных конкретных условиях, но и в теории, и на практике при этом необходимо ориентироваться на систему в целом.

Есть образование как системный процесс, и есть образованность как системный его результат. Есть обучение и обученность как составные компоненты того и другого. Можно выделить часть педагогики и рассматривать ее только как это науку об образовании, исключив из рассмотрения другие пути формирования личности. Можно выделить часть образования (начальное, среднее или высшее, общее профессиональное или специальное) и, соответственно, говорить о педагогике как составной части выделенного ранее. На каждом из этапов образования можно сосредоточиться практически исключительно на обучении, которым занимается дидактика как часть педагогики. Можно, наконец, выделить отдельный учебный курс в той или иной школе, основанный на достижениях той или иной науки, который потребует методику преподавания конкретной учебной дисциплины.

Каждый из вариантов соответствует определенным целевым установкам и определенным рамкам педагогической деятельности. И каждый из вариантов требует постоянной ориентации на его место и роль в общей системе.

С другой стороны, при самом полном и точном понимании общего для реальной повседневной практической деятельности, необходимо сосредоточивать внимание на соответствующих частных компонентах большой системы, оперативно переключая это внимание сообразно изменяющимся, условиям, потребностям и целям действующих субъектов.

Поэтому педагогика включает в себя обеспечение ориентации в соответствующих общих и частных потребностях тех, ради кого она должна развиваться и использоваться на основе использования достижений других обществоведческих и человековедческих наук, не подменяя ни одну из них (частный случай этого – анализ социального заказа различным частям образовательной системы с определением наиболее эффективных путей и способов выполнения этого заказа).

Управление педагогической деятельностью не должно быть утопичным, а должно быть ориентировано на все более полное и эффективное использование имеющихся возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому педагогика включает в себя рассмотрение закономерностей формирования и развития системы наиболее важных качеств субъекта будущей деятельности, ради которой, собственно, и осуществляется педагогическая деятельность.

Такая многоуровневая сложность педагогики как науки и педагогической деятельности как практики применения этой науки приводит к тому, что на выполнение отдельных компонентов в отрыве их от общего можно ориентироваться как на ремесленную деятельность ради собственного заработка при самом высоком уровне профессионализма. Но если при выполнении отдельных педагогических действий (будь то изложение материала отдельной темы или контроль знаний по отдельному учебному курсу) постоянно ориентироваться на следование общему назначению педагогики и смыслу педагогической деятельности, то выбор профессии педагога должен рассматриваться как выбор индивидом смысла, содержания и формы всей своей жизни.