logo
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

7.8. Метод сценариев

Метод сценариев состоит в последовательном развертывании в будущем предложенных ситуаций, вскрывает значимость долгосрочных прогнозов и обучает методике их построения.

Самоуправление является организационной основой следующих форм семинаров: пресс-конференция, собрание, деловое совещание. Организацию, регулирование и контроль на занятиях студенты осуществляют самостоятельно. Преподаватель оказывает помощь в подготовке семинаров и выполняет корректирующую функцию в ходе занятий.

После объявления новой темы преподаватель определяет состав организационного комитета, в который входит назначенный руководитель и несколько его помощников. В зависимости от формы семинара пишется сценарий и распределяются роли участников. Их обязанности делятся на три основных направления работы. В первое направление входят организаторы, во второе – исполнители с четко заданными функциями, и третье направление составляет группа экспертов числом не менее трех человек. В период подготовки занятия преподаватель консультирует руководителей направлений, подбирает дополнительный теоретический и методический материал. За 2–3 дня до занятия руководитель оргкомитета отчитывается о состоянии дел. Но из-за несовершенства учебных программ и расписания использование этого метода затруднено, поскольку дефицит времени между семинарами не позволяет раскрыться творчеству в самостоятельной работе студента. Это затрудняет также и психологическую и понятийно-эмоциональную подготовленность студента.

При использовании метода сценариев важно не упустить два момента. Первый заключается в том, чтобы все студенты учебной группы испытали себя как в роли организаторов, так и в роли исполнителей. Второй момент предполагает введение специализации по выбору студентов (например, по теме «Политическая организация» и т. д.).

Всякое творчество на занятиях приветствуется. В сферу полномочий участников входит применение любых целесообразных средств достижения синтеза знаний, обеспечивающих глубокое проникновение в проблему. Организаторы, в частности, могут решать вопросы о направлении в ходе семинара одного из студентов в читальный зал библиотеки для получения необходимой справочной или статистической информации, об использовании технических средств обучения, наглядных пособий и т. д. Кроме того, они задают проблемные ситуации, определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению.

В свою очередь, исполнители, благодаря специализации, имеют возможность использовать малоизвестный конкретно-исторический материал, освещая проблему фактологически и обеспечивая этим доказательность обсуждения.

Обмен информацией, циркулирующей на занятиях, приобретает большую глубину, конкретность и оперативность. Именно этот пункт становится критерием для оценок выступлений и действий студентов.

Все рассмотренные АМО требуют соответствующего методического обеспечения. Не менее важным компонентом является также перестройка структуры психологических и этических отношений преподавателя и студента.

ПРИЛОЖЕНИЯ