logo
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

7.1. Общие особенности активных форм обучения

Усвоение знаний, преподаваемых с помощью традиционных методов обучения, ограничено многими причинами. Во-первых, неблагоприятным влиянием самой установки на обучение, когда основной целью является пассивное запоминание предлагаемого материала и таким образом отходит на задний план основная цель – формирование творческой личности. Обратная связь просматривается слабо. Кроме того, установка на запоминание провоцирует представление об учебе как о тяжелом труде, на который не все способны. Это представление давит на студентов и создает неблагоприятные условия для обучения, психологическое торможение.

Самым существенным недостатком традиционных методов обучения является то, что они оказываются почти бессильными в случае, когда надо не столько учить, сколько переучивать, т. е. преодолевать сопротивление жестко закрепленного опыта, ранее сформулированных установок и стереотипов. Как было доказано многими психологическими исследованиями, влияние прошлого опыта при восприятии информации проявляется прежде всего в том, что человек охотно принимает все сведения, согласующиеся с его прошлым опытом, и избегает знаний, могущих разрушить его представления о мире. Особенно это важно при формировании у студентов мировоззрения, эталонов нравственности, активной позиции. При этом очень важно суметь переломить эти стереотипы, а это – нелегкая задача.

Рассмотрим преимущества активных методов обучения с точки зрения их влияния на изменение установок обучающихся, прежде всего в сторону активности, которые влекли бы за собой изменение отношения к обучению. С одной стороны, АМО ориентируют не столько на экзаменационную оценку, сколько на продуктивное решение задачи в познавательной или иной другой деятельности, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а с другой стороны, формируют восприятие новой, иногда и противоречащей прошлому опыту информации (например, этические, экологические, атеистические, политические и другие взгляды).

Новые методы обучения основаны на том, что в их построении используются определенные психологические механизмы, не работающие при традиционном обучении. Выявление таких механизмов актуально для дальнейшего совершенствования обучения студентов, для формирования у них разносторонней познавательной активности. Что это дает?

При использовании активных методов обучения формируются такие качества внимания, памяти и мышления, которые позволяют самостоятельно усваивать обновляющуюся информацию, а также способствуют развитию таких важных способностей и навыков, которые и после окончания вуза будут служить дальнейшему развитию личности специалиста.

В самом общем виде АМО можно подразделить на следующие:

метод конкретных ситуаций, заключающийся в том, что обучаемым предлагается для разбора и решения конкретная ситуация в таком виде, в каком она обычно представляется на практике. Этот метод развивает способность к анализу производственных и управленческих задач. Решение осуществляется с помощью либо ролевого разбора, либо групповой дискуссии. Особенно плодотворно этот метод может быть использован в таких курсах, как «Психология управления», «Основы инженерной деятельности» и т. п.;

метод инцидента, представляющий собой модификацию метода конкретных ситуаций, однако существенно отличающийся от него тем, что ситуации в нем характеризуются неблагоприятными для принятия решений условиями: либо дефицитом информации, либо дефицитом времени, т. е. факторами, приводящими к ситуативной напряженности. Метод ориентирован на преодоление возрастной и личностной инерционности и на выработку адекватных способов поведения в профессиональной деятельности.

На занятиях по этому методу в течение некоторого времени преподаватель знакомит группу с каким-нибудь экстраординарным случаем, например, информацией об отказе выполнить распоряжение, с нарушением техники безопасности. Затем студенты задают преподавателю вопросы, чтобы получить и систематизировать данные, после этого в течение 10–15 минут формулируют проблему и еще в течение 30 минут анализируют ее. Таким образом, вырабатывается умение собрать нужную информацию и производится обучение экстренному принятию решения.

Метод инцидента, кроме усвоения определенных стратегий и накопления опыта оптимального разрешения конфликтных ситуаций, дает будущему специалисту несколько стандартных программ поведения, которые помогают ему в первый и самый трудный период: войти в ситуацию активно, конструктивно и поэтому с минимальным эмоциональным напряжением;

метод мозговых атак, состоящий в групповом решении проблем при снижении критичности к выдвигаемым идеям, обеспечиваемой рядом особых приемов. В курсе преподавания философии данный метод можно использовать на лекциях и семинарах в том случае, когда необходимо, например, выявить взаимосвязь изучаемых тем или определить уровень остаточных знаний студентов (например, что они помнят из школьного курса о материи, философии и т. д.). Это позволяет отталкиваться от готовности студентов воспринимать знания, даваемые на лекциях или рассматриваемые в процессе подготовки к семинарскому занятию. Здесь также можно дать схему, упражнение и т. п.;

метод деловых игр, являющийся самым широким по диапазону применения в учебном процессе, может быть использован практически во всех дисциплинах. Прежде всего рекомендуется использовать его при проведении семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов.