2. Рекомендации по обобщению материалов
Общие рекомендации по обобщению материалов:
Определить иерархию целей, достижению которых способствует решение задач по данной проблематике.
Определить иерархию потребностей с указанием субъектов и условий, порождающих у них эти потребности.
По возможности точнее формулировать цели, потребности, проблемы, задачи. Расставить их по степени значимости. Точность формулировок сначала может быть небольшой, но может и должна возрастать по мере работы над темой.
Определить опорные философские и общие и частные научные категории и понятия и принципы, на базе которых определяется инструментарий информационного решения выделенных проблем в заданном контексте.
Сформулировать рабочие определения всех понятий, используемых при решении как опорных.
Определить (желательно с графической схемой) взаимоотношение и взаимосвязи всех понятий.
По мере решения задач стараться выделять их типичность и на этой основе пытаться постепенно (пошагово) составлять алгоритмы их решения.
За решением задачи в общем виде и выделением использованного алгоритма должно следовать пояснение правил или способов его применения для более конкретных ситуаций с указанием ограничений в применении, которые уже обнаружились.
Достигнув этого уровня, надо постараться подняться по иерархии вверх вплоть до самых основополагающих потребностей субъектов высшего уровня общности факторов, порождающих эти потребности.
Связав этот высший уровень с различными частностями, необходимо показать целесообразность и основные направления продолжения работы над этой проблематикой в дальнейшем.
Представленная общая методическая схема работы над комплексными и системными научными проблемами является неполной. Она достаточна лишь для описания степени освоенности темы на уровне уже решенного и отражения освоенного в виде реферата (или автореферата). Для упорядочения исследовательской работы на этапе непосредственного решения комплекса задач требуется ее дополнение.
Суть научного исследования – на информационном уровне смоделировать ситуацию в виде, достаточно полном и точном для решения требуемых задач. При этом, как правило, обнаруживается неполнота имеющихся данных, необходимых для решения задачи. Это означает, что на основе использования только уже известных факторов и их существующих и известных взаимосвязей не удается построить модель, действия в пределах которой с алгоритмической надежностью (с поправкой на статистическую и динамическую вероятности проявления взаимодействия) приводили бы к искомому результату (или к комплексу его составляющих, или к эффекту системы, если результат должен быть системным). Фактически – это действия с информационной моделью решения задач при неполноте исходных данных и недостаточности уже известных алгоритмов использования этих данных.
Построив модель ситуации решения задачи на основе уже известных данных, нужно ее дополнить, обнаружив неизвестные или добавив недостающие компоненты так, чтобы задача стала решаемой. Во многих случаях ставится задача дополнить уже имеющуюся возможность решения повышением надежности и эффективности получения искомых результатов (при этом учитывают, что повышение надежности нередко требует введения определенной избыточности: «семь раз отмерь – один раз отрежь»).
Обычно указанное означает сделать информационную модель более полной по следующим параметрам:
полнее выделить больше значимых факторов, от которых зависит сохранение или определенное изменение ситуации;
полнее и точнее определить взаимосвязи и взаимодействие этих факторов, связав вариации этого с соответствующими различными результатами;
точнее определить роль каждого из факторов в получении искомого результата;
ввести более точные измерения этих факторов и их изменений;
ввести более точные измерения получаемого результата и его изменений.
Повышение полноты и точности информационной модели дает возможность экспериментировать с ней (при необходимости проверяя результаты на натурных моделях) по следующим направлениям:
как изменить взаимодействие уже имеющихся и известных факторов (Что уже возможно? Что из возможного наиболее оптимально для достижения искомого результата?);
какие новые факторы (с учетом их качественно-количественных характеристик) ввести дополнительно;
какое именно их взаимодействие с ранее имевшимися и между собой и как именно обеспечить (нередко эти дополнительные факторы уже существуют, но неизвестны управляющему достижением необходимого ему результата).
Если действующие факторы и их взаимосвязи становятся достаточными для достижения искомого результата, то по алгоритму системного подхода (см. разд. 2) необходимо провести их оптимизацию сначала на информационной модели, а затем и в натуре.
В дальнейшем обычно возникает потребность оптимизации полученных дополненных и уточненных информационных моделей применительно к различным внешним ситуациям и к различным вариантам использования путем использования дополнительных схем, формул, графиков, матриц и т. д.:
для передачи информации другому субъекту;
для применения в решении иных задач в иных ситуациях.
В ряде случаев (например, такое природное явление, как извержение вулкана, цунами) ситуация недоступна для управляющего воздействия ни по действующим факторам, ни по их взаимосвязям. В этих случаях создание более полной и точной информационной модели позволяет:
разрабатывать методики прогнозирования с учетом вероятности;
заблаговременно определять необходимое обеспечение и сценарии взаимодействия с данной ситуацией в натуре с учетом наиболее значимых и вероятных вариантов развертывания явления (более раннее обнаружение начала развертки, оповещение и эвакуация населения, обход по маршруту следования транспорта, защита сооружений и т. д.). Дополнение и уточнение ранее имевшихся информационных моделей и в этих случаях оказывается полезным. Это похоже на теорию решения изобретательских задач, хотя и в несколько ином аспекте. Это канва для упорядочения и для стимуляции поисковой и аналитической информационной деятельности. Построено это на использовании известной закономерности: новый вопрос стимулирует нахождение нового ответа по цепочке «внимание – выделение – удивление – вопрос – интерес – деятельность – результат».
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5