3. Словарь методических понятий
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые побуждают студентов к активной познавательной и практической деятельности, способствуют развитию мыслительной активности, предусматривают не изложенные преподавателем готовые учебные знания, их запоминание и воспроизведение, а самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной и практической профессиональной деятельности.
Алгоритмическое обучение основано на последовательном выполнении действий в соответствии с указаниями (алгоритмами) до полного решения определенной задачи, достижения определенной цели. Различают алгоритмическое обучение по готовым алгоритмам, а также связанное с разработкой студентами оптимальных алгоритмов (самостоятельно или с помощью преподавателя).
Анализ производственной ситуации – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности, в котором в качестве дидактического материала применяется описание производственной ситуации, которую обучаемые анализируют и оценивают, сравнивая с изученными теоретическими положениями.
Беседа – метод обучения, представляющий собой разговор преподавателя с обучаемыми, организуемый на основе системы вопросов, постепенно подводящих учащихся к усвоению системы фактов, новых понятий или закономерностей.
Групповая работа – работа над отдельными частями учебного материала, выполняемая студентами коллективно, в малых группах.
Деловая игра – метод обучения профессиональной и познавательной деятельности, предполагающей решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда студенты берут на себя «роли» и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения. Обязательными моментами и условиями деловых игр являются:
1. Наличие дидактической (учебной) задачи, направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, выработку профессионально значимых качеств личности.
2. Наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью, которую выбирает студент.
3. Наличие ролей, соответствующих тому уровню профессиональной подготовки, которая предусмотрена высшим образованием.
4. Различие ролевых целей (каждая роль наделена определенными обязанностями, не совпадающими с обязанностями, свойственными другим ролям).
5. Наличие игровой (конфликтной) ситуации, на разрешение которой и направлена игра.
6. Наличие правил (ограничение сферы действий, «мер наказания» за нарушение правил игры).
7. Коллективный характер игры, предполагающий взаимодействие играющих в соответствии с выбранными ролями.
8. Состязательность в игре, которая достигается системой индивидуальной и групповой оценки деятельности участников игры.
Демонстрация – метод обучения, представляющий собой показ опытов, действия приборов, технических установок, а также кинофильмов, телепередач, слайдов.
Диалог с машиной в процессе обучения – работа студентов с компьютерами, предполагающая вопросно-ответную форму общения с машиной на основе разработанных обучающих программ.
Дидактическая игра – прием обучения, предполагающий создание игровой ситуации, в ходе разрешения которой студенты в увлекательной форме овладевают знаниями, умениями и навыками.
Дидактические средства, с помощью которых реализуются цели обучения, делятся на средства материального характера (наглядные пособия) и средства нематериального характера (методы и приемы обучения), формы организации учебно-познавательной деятельности.
Доклад – сообщение, представляющее собой развернутое изложение учебного материала на определенную тему.
Задача – один из видов учебных заданий, направленных на повышение познавательной и практической активности студентов. Выполнение задачи предполагает наличие у студентов определенной цели, стремления получить ответ на тот или иной вопрос, достичь определенного результата; учет имеющихся условий и требований, необходимых для решения задачи; применения соответствующих данной цели и условиям способов или приемов решений.
Изложение учебного материала – метод обучения, при котором преподаватель сообщает студентам новый учебный материал, а студенты активно слушают и воспринимают его.
Исследовательский метод – метод проблемного обучения, предполагающий самостоятельное учебное исследование, которое студенты выполняют индивидуально на производстве, а потом докладывают о результатах на учебных занятиях и обосновывают или подтверждают таким образом изучаемый теоретический материал учебного курса.
Конспектирование – учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении содержания статьи, книги, доклада, лекции (основных положений и их обоснования). Конспект нужно писать всегда, при чтении как своих, так и чужих книг. Как писать конспекты? Если при чтении статьи или книги вы делаете заметки: что-то подчеркиваете, записываете, то необходимо, чтобы была выделена ключевая мысль каждого абзаца. Далее эти ключевые мысли сводятся вместе с минимальным использованием связующих фраз. Конспект должен быть четким. При окончательном перечитывании следует определиться, не нужно ли переписать конспект, чтобы сделать его более «читаемым». Необходимо обеспечить точность конспекта: он должен отражать то, что хотел сказать автор, а не ваше мнение о его мыслях. Ваше мнение выступает как комментарий. Процесс конспектирования способствует процессу понимания. Время конспектирования это хорошо потраченное время. Оно сбережет время в будущем.
Лабораторная работа – метод обучения, представляющий собой вид самостоятельной учебной деятельности, в ходе которой студенты выполняют опыты, измерения, элементарные исследования, подтверждающие изучаемые теоретические положения.
Лекция – монологическое изложение преподавателем учебного материала. Ведущей дидактической целью лекции является сообщение знаний и их систематизация.
Лекция вводная является введением в учебный предмет, в комплекс тем или отдельную тему, включает в себя объяснения учебно-воспитательных целей изучения конкретного материала и направлена на создание определенной учебной мотивации.
Лекция-конференция – метод обучения, основанный на коллективных началах. Она готовится и проводится студентами с помощью и при участии преподавателей и производственников. Цель лекции-конференции – научить студента тем или иным навыкам, побудить к творческому поиску, привить любовь к знаниям, найти пути соединения теории и производства.
Лекция проблемная – метод обучения, представляющий собой такой тип монологического сообщения преподавателем информации, при котором вначале формулируется проблема, а затем раскрываются пути ее решения. Постановка проблемы должна побудить студентов к попытке самостоятельно найти возможные пути ее решения, вызвать интерес к излагаемому материалу.
Методика – совокупность методов, используемых при изучении конкретного учебного материала, его раздела или темы, а также при осуществлении конкретных форм организации учебного процесса (методика проведения семинаров, лекций и т. д.).
Методические рекомендации (методические указания) – указания и советы преподавателям и студентам в письменном или устном виде, включающие инструкции, образцы и примеры педагогической деятельности, теоретически обоснованные и направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. В основе методических рекомендаций лежат научные исследования, изучение и осмысление передового опыта, в том числе зарубежного, учебный материал.
Методы активного обучения – комплекс методов, обеспечивающих активность студентов в учебно-воспитательном процессе: методы дискуссии, проблемного практического обучения, программированного обучения, педагогики сотрудничества и т. д. Методы активного обучения ориентированы на самостоятельное добывание знаний студентами, активизацию их познавательной деятельности, развитие творческого мышления, формирование практических умений и навыков.
Методы выполнения практических заданий направлены на обучение практической деятельности или систематизацию и обобщение знаний; предполагают обучение в процессе специально создаваемых ситуаций, когда обучаемые имитируют ту или иную деятельность.
Методы обучения игровые обеспечивают овладение знаниями, умениями и навыками, их систематизацию и закрепление в процессе игровой деятельности студентов (дидактические игры, разыгрывание ролей, деловые игры).
Методы обучения практические, опирающиеся на практическую деятельность студентов и позволяющие овладеть знаниями и умениями непосредственно в реальной действительности, включают в себя лабораторный метод, метод практических заданий, метод продуктивной деятельности.
Методы практического профессионального обучения обеспечивают овладение профессиональными практическими знаниями и умениями, необходимыми для выполнения трудовых функций на рабочих местах. Различают опосредованные и непосредственные методы практического профессионального обучения. Опосредованные методы направлены на ознакомление с проблемами техники и технологии и организации производства, знакомство с техническими чертежами, изучение материалов, орудий труда. Непосредственные – основываются на выполнении трудовых заданий под руководством преподавателя и включают в себя инструктаж, показ упражнения, выполнение работы, контроль выполнения задания.
Методы обучения наглядные основываются на предоставлении информации, ориентированной на восприятие разными органами чувств, в первую очередь на зрительное восприятие. При помощи наглядности познаются внешние особенности изучаемых предметов, явлений и процессов.
Методы проблемно-поисковые, применяемые в ходе проблемного обучения, предполагают использование системы последовательных приемов: создание проблемной ситуации, организацию коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения проблемы, обобщения полученных результатов, формирование теоретических выводов. К проблемно-поисковым методам относятся эвристические беседы, учебные дискуссии, лабораторно-поисковые работы, исследовательский метод.
Методы профессионального обучения обеспечивают теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности. Для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с книгой; для практической – показ способов деятельности, инструктаж, упражнение, метод имитации, анализ производственных задач, деловые игры, выполнение практических заданий. Методы практического обучения направлены на формирование умений планировать, выполнять и контролировать свой труд.
Методы словесные – группа методов, опирающаяся на ведущую роль слова в обучении; предполагают применение в процессе обучения приемов анализа и синтеза, индукции и дедукции, т. е. формальной логики. В качестве таких методов выступают объяснения, лекции, дискуссия, работа с книгой.
Методы теоретического профессионального обучения обеспечивают теоретическую подготовку к профессиональной деятельности и направлены на ознакомление с проблемами техники, технологии производства, обучение целям изучаемого предмета, средств труда, способов профессиональной деятельности. Включают такие методы, как описание, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, показ, самостоятельная работа с учебником, выполнение эксперимента.
Объяснение – наиболее часто используемый метод обучения, предусматривающий сообщение преподавателем основных сведений, подтверждения их примерами, демонстрацией учебно-наглядных пособий, записями на доске; обращение к студентам с вопросами для активизации познавательной деятельности, организацию студентов на оформление записей.
Поисковая (исследовательская) лабораторная работа – метод проблемного обучения, в ходе которого студенты до изучения теории на основе деятельности, выполняемой по инструкции, самостоятельно выявляют закономерности, зависимости, существенные характеристики, делают некоторые учебные «открытия».
Проблемное обучение характеризуется тем, что содержание учебного материала усваивается в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Программированное обучение осуществляется по заранее составленной обучающей программе, в которой учебный материал разбивается на «шаги» (этапы), выполнение каждого этапа контролируется проведением специальных проверочных заданий; усвоение материала является условием перехода к следующему этапу.
Показ – наглядный прием обучения, обеспечивающий повышение эффективности учебного процесса. Различают показ натурального объекта или его изображения (схемы), показ образца, показ способов действия. В практическом профессиональном обучении особое значение имеет показ способов действия, который требует расчленения действия на операции, объяснение особенностей выполнения каждой операции и переходов между ними.
Прием обучения – часть метода обучения, практический способ взаимодействия преподавателя и студентов, направленный на повышение эффективности усвоения знаний, умений и навыков, развитие познавательных способностей.
Приемы активизации познавательной деятельности – приемы, побуждающие студентов к усвоению учебного материала, постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.
Разыгрывание роли – игровой метод обучения, который предполагает поиск компромиссного решения участниками – исполнителями ролей, характеризующимися разными интересами. На выбор решения оказывает влияние степень аргументированности действий каждого участника, способность привлечь нормативные положения, документальные данные. Принятое решение представляет собой компромисс – большую или меньшую уступку того или иного действующего лица.
Рассказ – метод обучения, представляющий собой повествовательные, монологические сообщения преподавателя о фактах, событиях, явлениях, используемый обычно для конкретизации теоретических положений, создания интереса к изучаемому материалу.
Реферат – письменная работа студентов на заданную тему, выполненная на основе изучения одного или нескольких информационных, справочных и других изданий.
Решение ситуационных производственных задач – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности. Ситуационная задача включает в себя условие: описание ситуации, исходные данные и вопрос (задание). На основе анализа описанной производственной ситуации студенты выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием). Ситуационные производственные задачи могут быть простыми (задачи-операции, задачи-действия), которые, как правило, связаны с изучением одного учебного предмета, и сложными, комплексными (задачи-функции), связанными с изучением нескольких учебных предметов (межпредметные). Решение комплексных задач осуществляется либо на межпредметных практических занятиях, либо на специально организованных практикумах, либо в процессе производственной практики.
Самостоятельная работа с книгой предполагает самостоятельное приобретение знаний студентом на основе работы с литературными источниками: учебной, дополнительной, научно-популярной, справочной, нормативной литературой. Преподаватель использует различные задания при работе с книгой: комментированное чтение, составление плана прочитанного материала, подбор выписок из литературного источника по заданным вопросам, конспектирование текста, составление реферата по нескольким источникам; задания найти толкование отдельных терминов в словарях, справочниках, энциклопедических изданиях; выполнение практических заданий с использованием нормативной и справочной литературы.
Самостоятельная работа с обучающей программой – метод программированного обучения, предполагающий изучение материала, изложенного в обучающей программе (программированный учебник, программа заложенная в ЭВМ), и выполнение контрольного задания после каждого этапа программы, на основании результатов которого студентам либо предоставляется возможность двигаться дальше к следующему «шагу» программы, либо они возвращаются к повторному изучению плохо усвоенного учебного материала.
Упражнения – метод обучения, заключающийся в применении на практике полученных знаний; в процессе тренировочных упражнений у учащихся формируются умения и навыки.
Учебная дискуссия – метод обучения, при котором создаются ситуации познавательного спора и студенты выступают как бы сторонниками разных концепций, разных точек зрения, почерпнутых ими из научно-популярной и учебной литературы или основанных на жизненных наблюдениях. Используется в целях повышения интереса к углубленному изучению материала.
Учебное задание – задание, которое дает преподаватель студентам для самостоятельного выполнения в аудитории, дома и т. д.
Учебное собеседование – метод индивидуального обучения, при котором преподаватель и студент, совместно, в ходе беседы прорабатывают учебный материал.
Учебная экскурсия – форма и метод обучения, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т. д.), музеях, выставках.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5