4. Системная концепция образования
Отметив соотношение единого понимания педагогикой нового времени всей системы процессов формирования и развития субъекта социально значимой деятельности с системным пониманием развития содержания и форм проявления достигнутого на протяжении всей жизни субъекта, остановимся на центральной, наиболее широко известной и наиболее управляемой части этого целого – на образовании.
Издавна существует как минимум интуитивное понимание образования как специально организованного целенаправленного процесса превращения человеческого младенца в того индивида, который нужен для будущего.
Но такое определение недостаточно инструментально.
С давних пор самым главным в образовании виделось обучение: передать какие-то знания, сформировать какие-то приемы, научить каким-то действиям. Самый хороший раб – это высоко обученный раб, который много знает и много умеет. А уж что именно ему делать – хозяин решит и заставит. Для педагогики рыночно-конкурентного общества образование сводилось в основном к обучению. Добавлялось немного: надо было воспитать человека религиозным в духе соответствующей конфессии, законопослушным соответственно его месту в социальной структуре, почтительным к родителям и начальству, в случае чего готовым умереть «за веру, царя и отечество». Этого было в основном достаточно.
Для нового времени, не для сегодняшнего дикого рынка, а для преодоления общего социального кризиса и кризиса личности в том числе, для преодоления кризиса семьи, государства, человечества – нужно принципиально иное понимание сущности образования.
Образование – это специально организованный целенаправленный системный процесс подготовки субъекта предстоящей жизнедеятельности в условиях недостатка или отсутствия внешнего управления и стимулирования, должного обеспечивать соответствие и эффективность практических действия данного субъекта объективным потребностям обеспечения устойчивости, прогресса и счастья его самого и зависящих от его деятельности социальных систем.
Сегодня и на будущее необходима подготовка именно свободно действующего субъекта, не просто исполнителя, подчиненного, не подданного, а именно самостоятельного субъекта. Субъект – это тот, кто самостоятельно выполняет всю последовательность действий от анализа ситуации и выбора целей до оценки практически полученного результата. На практике это требует более системно ориентированного и более инструментального понимания личности, ее ведущих системных качеств, задающих направленность, содержание, формы, активность и устойчивость всей системы жизнедеятельности, в которой профессиональная деятельность является лишь одной из составных частей, жизнедеятельности, основанной на самоуправлении, дополняемом внешней помощью и корректировкой. Только на основе такого понимания можно достаточно адекватно рассмотреть структуру требуемого образования как системного процесса.
Рассмотрим выделенные сущности по порядку.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5