7.3. Преподаватель против студентов
Специального домашнего задания к такому занятию не требуется. Нет во время семинара и осознания со стороны студентов наличия игровой ситуации. Более того, студенты всерьез уверены, что они убедят преподавателя в правильности своих взглядов и найдут при этом решающие аргументы. Суть семинара состоит в том, что студенты стремятся найти правильную формулировку философского принципа (закона, категории), а преподаватель против каждой выдвигаемой формулировки выставляет контраргумент, как бы изображая, тем самым, правоту, сопротивляющуюся попытку естествоиспытателя познать ее. Даются упражнения (можно – схемы) «провоцирующего» характера.
Разберем этот вариант на примере семинара по теме «Сознание». Преподаватель начинает занятие с обычных вопросов, задаваемых студентам. Требуется ответить, что такое «отражение», перечислить ступени отражения и сформулировать специфику этих ступеней. Когда же дело доходит до формулировки сознания как высшей ступени отражения, студентам предлагается ответить на элементарные и, конечно, некорректно поставленные вопросы: «Назовите хотя бы один пример такого человеческого поступка или свойства, который бы свидетельствовал о наличии у человека сознания, в отличие от животных». На этот «крючок» студент с энтузиазмом попадается и начинает формулировать ответ в рамках стандартного понимания сознания как функции мозга, заключающейся в целенаправленном, оценочном, обобщенном отражении действительности социальным субъектом, причем, доказывает возможность модификации такого понимания приведением различных примеров, поступков, учитывающих одно из перечисленных качеств сознания.
Роль преподавателя – возражать (ведь и природные явления естествоиспытатели понимают неадекватно), приводить примеры поведения животных, свидетельствующие о наличии у них, в одних случаях, целеполагающих действий, в других – умения отличить объект по простейшим абстрактным параметрам, в третьих – оценочного подхода к окружающему и т. д. При подготовке к семинару каждый преподаватель должен запастись как можно большим числом этих примеров.
Если студенты «выдыхаются», то надо помогать им, высказывать мысли относительно возможных специфических свойств сознания. Заключительное слово преподавателя в конце семинара должно побуждать студентов к дальнейшим самостоятельным размышлениям. Например, допустимо сказать, что, конечно, понятия сознания, на которые они опирались при отыскании примеров, являются правильными, однако они неверно расценили его статус и неокончательно нашли правильные приемы аргументации, что в общем-то справедливо, ибо сам первоначальный вопрос умышленно был поставлен некорректно.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5