3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
Педагогическая деятельность осуществляется в обществе за счет ресурсов, выделяемых обществом, и для удовлетворения объективных потребностей общества, более или менее полно и точно выражаемых на субъективном уровне. Соответственно, она должна удовлетворять потребности соответствующих социальных систем, равно как потребности и интересы воспитанников и педагогов.
В общем виде – это требование обеспечения устойчивости, прогресса и счастья (именно в такой иерархии и последовательности) всех указанных субъектов. Но именно устойчивость всех их находится в настоящее время под угрозой в результате всеобщего социального кризиса. Это уже общепризнано, но методологическое осмысление данной проблематики продолжает оставаться недопустимо расплывчатым.
Кризис – это такое состояние самоорганизующейся системы, при котором вследствие запредельных отклонений внешних или внутренних факторов система утрачивает возможность сохранения своей сущности без использования противоестественных для нее ресурсов, режимов функционирования, не соответствующих ее нормальному состоянию, или даже без жертвования ряда своих составных частей ради сохранения главного.
Кризис – это не спад, не катастрофа, не разрушение, не замедление темпов развития. Это принципиально иное явление. Понятие кризиса применимо только к системам, да и то не ко всем, а только к самоорганизующимся, т. е. способным изменять свой состав, связи между компонентами, направленность, способы и режимы своего функционирования без вмешательства извне. Внешнее вмешательство может быть дополняющим и, тем самым, повышающим или сокращающим возможности преодоления кризисной ситуации. Но это не заменяет внутренней саморегуляции. Кризис возникает как результат запредельного отклонения от нормы одного или нескольких факторов существования системы.
И вот сегодня оказалось, что современные возможности управления и регуляции в социальных системах в направленности и в уровне своего развития достигли критического рассогласования с изменением среды обитания. Критической величины достигла и рассогласованность регуляции взаимодействия человечества с природой. Развитие самоуправления все больше отстает от возрастающей сложности социальных систем и образуемых ими метасистем. Субъективно направляемые усилия все больше противоречат сущности этих систем и вытекающим из этой сущности закономерностям их существования и развития в новых условиях.
В качестве исхода кризиса в принципе возможны три варианта:
прекращается действие причин, вызвавших кризис;
система переходит на новый уровень своего развития, приобретая качества, позволяющие преодолеть влияние причин, вызвавших когда-то кризис, или даже создать новую ситуацию, в которой будут отсутствовать эти разрушающие отклонения важнейших факторов;
система разрушается, если не произошло перехода на новую ступень и не исчезли причины, вызвавшие кризис.
К настоящему времени возник и углубляется кризис общепланетарной объективно саморегулируемой системы, образованной взаимодействием единой геоприроды, единого растительного, животного миров и единого человечества.
Укажем причины современного общего кризиса общества:
потребление ресурсов жизнеобеспечения превысило возможности природного их воспроизводства;
количественный и качественный рост отходов жизнедеятельности превысил темпы их утилизации;
рост объективной взаимозависимости различных компонентов социальных систем превысил развитие способности к регуляции взаимосогласованности, необходимой системе в целом;
следствия ошибочных действий отдельного компонента распространяются на все большую часть системы;
увеличение времени действия отрицательных последствий ошибочных действий даже после уничтожения компонента, совершившего их, превышает компенсаторные возможности системы;
техника и энергетика создали возможность небольшим группам людей по собственной ошибке или целенаправленно уничтожать жизнь во все более широких масштабах вплоть до общепланетарного.
В 1992 году по материалам Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро 179 государств приняли Декларацию о необходимости перехода к принципиально новой «Стратегии устойчивого развития», которая должна стать альтернативой существующим принципам управления сохранением и прогрессом больших социальных систем. В 1996 году к этой Декларации официально присоединилась Россия.
Но достаточного научного, кадрового, информационного и материального обеспечения перехода к такой стратегии на сегодня нет. Повышение обеспеченности по кадровому потенциалу – основная задача педагогической деятельности.
Современный социальный кризис проявляется в следующем:
1. Разрушается среда обитания человека:
а) уже упоминавшаяся «перегрузка» природы ведет к отставанию возобновления потребляемых ресурсов и к росту отравленности отходами человеческой деятельности;
б) естественная среда все больше заменяется искусственной, не соответствующей биологическим и информационным потребностям человеческого организма.
2. Разрушается элементная база социальных систем:
а) по состоянию здоровья отдельных индивидов;
б) по готовности людей к объективно необходимым действиям (растет разница между тем, что от людей требуется объективно, и тем, к чему они готовы);
в) по их текущему состоянию (переутомление, растерянность, озлобленность, подавленность вплоть до паники);
г) по генетической базе (разрушается наследственность, стремительно растет количество заболеваний, возникших до рождения детей).
3. Искажаются и разрушаются внутрисистемные связи (от семейных ссор и разводов до межнациональных вооруженных конфликтов).
4. Искажаются по отношению к объективно необходимому направление, содержание и формы практической деятельности в социальных системах (для нормальной жизнедеятельности и прогресса наркотики не нужны, а потребление их стремительно растет).
Вопрос стоит так: или человечество перейдет к качественно иной структуре общества, к иной направленности, принципам, формам и режимам жизнедеятельности, создав соответствующим взаимодействием этого нового общества с геоприродой, с растительным и животным миром планеты принципиально иную цивилизацию, или оно уничтожит среду обитания, а вместе с ней и самого себя в целом и в частностях до последнего индивида. Или – или. Третьего не дано.
Монополистом в планетарной системе «Земля» становится человеческое общество – и чем дальше, тем больше. Увеличивается сила и масштабы его воздействия на все остальные составляющие и на все связи между ними. Большую значимость приобретают среди прочих воздействия разрушающие.
Вариативность уже доступной человеку деятельности практически необозрима и продолжает расширяться. Реальные действия в значительной мере обусловлены структурой человеческого общества, интеллектом и культурой составляющих его людей, закономерны, но жестко, однозначно не детерминированы.
Структура общества, интеллект и культура составляющих его субъектов не являются неизменными. Они постоянно развиваются. Направленность, темпы развития каждого из этих факторов, определяющих конечные воздействия на общую систему, вполне доступны для целенаправленного эффективного управления и самоуправления.
Из вышеизложенного следует важный оптимистический вывод: общий планетарный кризис можно преодолеть, если через корректировку развития структуры человеческого общества, интеллекта и культуры субъектов соответственно изменить воздействие человечества на планетарную систему в целом. Непосредственно влияя на развитие интеллекта и культуры, педагогическая деятельность через них опосредованно влияет и на развитие структуры социальных систем – от семьи до общества в целом.
Опора должна быть именно на мыслящего человека, на его интеллект, на высшие ценности, которые он должен усвоить, и на его возможность изменить свое поведение. Нужно подготовить его к оптимальной реакции на предстоящие в ближайшем будущем глубокие изменения в обществе, причем точно невозможно предсказать ни сущность, ни сроки этих изменений. Можно и нужно дать более надежную базу для интеллектуального моделирования на основе системного подхода, уточнения понятийного и категориального аппарата и новой расстановки акцентов.
Такой подход диктуется непредсказуемостью последующего развития системы при прохождении ею точек бифуркации. Именно в такой точке находится современное общество.
Такой подход диктуется еще и тем, что, находясь в состоянии общего кризиса, с теми или иными проблемами мы сталкиваемся как с частными проявлениями этого общего кризиса, которые и не могут быть эффективно решены вне общесистемного подхода.
Поскольку кризис – явление системное и непосредственному воздействию не подвержен, то надо рассмотреть его «анатомию» – составляющие и связи между ними с точки зрения поиска возможностей оптимального их изменения в рамках закономерностей их существования и развития.
Основных составляющих четыре: геоприрода планеты, растительный мир, животный мир и человеческое общество. Все они связаны между собой объективными связями взаимных изменений.
С точки зрения цивилизации в целом основная сущность и заданные ею закономерности первых трех составляющих сами по себе целенаправленно изменяться не могут в силу отсутствия у них саморефлексии.
Целенаправленно и самостоятельно изменять свою сущность может только человеческое общество. Оно же, обладая наибольшей гибкостью своего функционирования, может в рамках одной и той же своей сущности оказывать принципиально различное воздействие на последующие состояния себя самого и первых трех составляющих: повышать их стабильность (заповедники), разрушать (современные пустыни на месте прежних лесов) или переводить на более высокий уровень прогресса (выведение новых видов растений и животных, нормализация микроклимата). При этом под влиянием изменений в собственной деятельности и под влиянием изменяющейся среды обитания иным становится и человеческое общество.
Таким образом, преодолеть общий планетарный кризис может только человеческое общество в целом как единый саморефлексирующий субъект целенаправленной, интеллектуальной деятельности на основе использования ресурсов собственной культуры и внешней среды: геоприроды, растительного и животного миров.
Дальнейшее рассмотрение можно и нужно провести по двум взаимосвязанным сторонам целенаправленного изменения воздействия человечества на остальной мир планеты: по субъектам и по факторам, определяющим их реальную деятельность.
Преодолеть общепланетарный системный кризис может только человек посредством оптимизации целенаправленной и достаточно эффективной своей деятельности как субъекта взаимодействия со всей окружающей средой. Индивид и его личность – это «фундамент» всех без исключения социальных систем и исходный «материал» для любых социальных образований.
Органы социальной регуляции и управления социальных систем на любом уровне их общности – это и «крыша», защищающая от нежелательных воздействий извне, и регулятор границ применения имеющейся энергии для перемен, и системосохраняющие факторы, стремящиеся к сохранению внутрисистемной согласованности, препятствующие выходу отдельных элементов за границы системы и вторжению в систему чуждых элементов. Они же до последнего времени задавали направленность, способы, формы и режимы внутренней и внешней общесистемной деятельности. До последнего времени органы социального управления на каждом из уровней общности довольно жестко диктовали свою волю всем нижним уровням.
Однако рост сложности структур социальных систем, их деятельности и критичности получаемых при этом результатов даже потенциальные возможности централизованного управления социальными системами делает все более недостаточными. Кроме того, отставание роста духовности и освоения системного понимания реальности от объективного возрастания системности человеческого общества делает все более опасным для общества в целом и, в конечном счете, для них самих использование властными структурами имеющихся в их распоряжении возможностей для удовлетворения своих корыстных и тщеславных устремлений.
Упования на стихийную саморегуляцию рыночной экономики, юридическое равноправие и «демократизацию» средств массовой информации не оправдались: их возможности очень ограниченны, а на прогресс духовности они, как показала практика, оказывают даже обратное воздействие.
В данном контексте управление выступает как соответствующее внешней воле целенаправленное изменение информационных и материальных условий деятельности субъекта. Самоуправление при этом оказывается частным результатом взаимодействия сущностных характеристик субъекта с условиями его деятельности. Такое понимание самоуправления приводит к выводу, что в той или иной мере самоуправление всегда присутствует в любой интеллектуально регулируемой деятельности каждого человека. А это, в свою очередь, позволяет полнее понять: почему в одинаковых внешних условиях одинаковое внешнее управление оказывает различное влияние на деятельность людей, обладающих объективно сходными возможностями для выполнения данной деятельности.
Требуемые конечные результаты имеют трехуровневую вложенность. Минимальный результат первоочередной необходимости – устойчивость – входит составной частью в то, что обозначается термином «прогресс». Прогресс же в качестве объективного результата является необходимой составной частью подлинного счастья как объективно-субъективного состояния человека. Вот этот триединый результат взаимодействия человека со средой своего обитания должен стать и преодолением современного кризиса во всех его аспектах и на всех уровнях, и предупреждением возможностей новых кризисных явлений в дальнейшем.
Кардинальные изменения в геоприроде, мире животных и растений требуют таких затрат материальных ресурсов и времени, которыми человечество реально не располагает. Воздействие же их на систему в целом при неизменности их сущности можно в широких пределах изменять через соответствующую человеческую деятельность.
Деятельность же человека – своего рода вершина пирамиды, на которую целенаправленно может влиять и сам конкретный индивид, и его социальное окружение.
Наиболее стабильный и мало подверженный целенаправленному воздействию фактор – генетическая база. Но и здесь целенаправленное использование современных научных данных позволяет значительно сократить нежелательные явления при передаче ее от родителей к будущему ребенку. Есть публикации о возможностях целенаправленного воздействия на формирование нервной системы и даже личности ребенка уже за 6 месяцев до его рождения.
До рождения ребенка можно целенаправленно подготовить микросреду, с которой он начнет осваивать жизнь в огромном мире. Возможности для этого, пусть ограниченные, но есть в самых бедных семьях. Помощь им в этом может быть оказана со стороны.
Но важна не микросреда сама по себе, а ее реальное взаимодействие с ребенком с первых дней и даже часов его жизни. Целенаправленная организация и последующее управление этим взаимодействием и является образованием в той или иной полноте его системности. Образование как специально организованный целенаправленный процесс формирования и развития субъекта предстоящей деятельности должно начинаться с первых часов жизни ребенка.
Возможности самообразования появляются с началом саморефлексии ребенка. Само по себе возникновение и развитие саморефлексии как результата взаимодействия с социальным окружением обусловлено генетически, но не имеет жесткой запрограммированности – его можно и нужно корректировать. Желания, умения и навыки самообразования также можно и нужно целенаправленно формировать и развивать.
Образование и самообразование должны быть пожизненными. И принципиально важно знать, как именно в том или ином периоде жизни индивида «фильтруется» по закономерностям социального импринтинга воздействие на него внешней среды, тем более, что ни стирание, ни перезапись, ни восполнение упущенного по истечении времени невозможны – возможно только пожизненное дополнение новым, которое во многих случаях может перекрывать (не стирая!) ранее запечатленное.
Три аспекта – анатомо-физиологические данные, нервно-психические характеристики и личность – при всей их относительной обособленности оказываются неразрывно взаимосвязаны. Относительная их обособленность создает вариативность формирования и развития каждого по направленности и уровню, что приводит к бесчисленным вариациям итогового на каждый момент времени их сочетания. А конечная неразрывность их взаимосвязанности образует эффект системы, который наряду со средой обитания и оказывается главной детерминантой жизнедеятельности субъекта в целом, жизнедеятельности, ведущей к счастью или уводящей от него. Потому-то наряду с растущей заботой о телесном здоровье, с ростом сети образовательных заведений стремительно растет (хотя и не успевает за ростом объективных потребностей) внимание к нервно-психическим характеристикам человека.
Следующей ступенью восхождения к вершине пирамиды является свобода субъекта на том или ином отрезке его жизни – система, задающая переход от потенциала к деятельности. В укрупненном виде блок-схему можно представить как неповторимое для каждого конкретного случая объективное сочетание и субъективно регулируемое взаимодействие среды обитания, интеллекта и культуры того или иного субъекта. Наиболее динамичное в этом сочетании – микросреда, наиболее стабильное – интеллект. Культура наиболее стабильна по основаниям, задающим смысл и цели жизни, наиболее динамична по средствам и приемам непосредственной деятельности. Детерминантой же реальной деятельности является сочетание из указанных трех составляющих. Они помимо детерминирования реальной деятельности определяющим образом влияют друг на друга. Любое сколько-нибудь существенное изменение среды активизирует интеллектуальную деятельность, в процессе которой развивается и сам интеллект как способность, интеллектуальная деятельность активизирует те или иные части ранее сформированной культуры данного субъекта и формирует его спрос на освоение дополнительных культурных ценностей. Включение в культуру новых ценностей существенно изменяет влияние окружающей среды, расширяя диапазон доступных для достижения целей, а повышение степени развития различных уровней духовности и гармонизации между ними принципиально изменяет целеполагание субъекта.
На выходе в качестве результирующей и происходит реальная деятельность субъекта по поддержанию или целенаправленному изменению отдельных параметров окружающей среды и себя самого, а также различных системообразующих связей. Основными параметрами этой деятельности, значимыми для повышения обеспеченности устойчивости, прогресса и счастья, являются ее направленность, активность, достаточность по темпам и объему и влияние на изменение компетентности субъекта по ходу этой деятельности. При этом помимо окружающей среды изменения компетентности субъекта задают соответствующие изменения в его последующем самообразовании и в его обращениях к тем или иным возможностям получения дополнительного образования.
Таким образом, начинается новый цикл следующего уровня в развитии системы, частью которой является данный субъект.
Итак, хотя непосредственной причиной общесистемного кризиса является рассогласование между объективными требованиями системы, в которую включен субъект, и реальной деятельностью этого субъекта, проявление причины кризиса – только верхушка пирамиды, в которой зарождаются и нарастают множественные рассогласования. Для надежного предупреждения кризисов социальных систем необходимо постоянно отслеживать и оперативно устранять нежелательные рассогласования, начиная от основания пирамиды, используя для этого системный подход.
Лишь для экстренного подавления опасных обострений кризиса необходимо оперативное управление реальной деятельностью соответствующих субъектов при соответствующем опосредованном воздействии на их самоуправление.
Все вышеизложенное определяет следующие исходные требования к системе образования и к педагогической деятельности в целом:
1. Исходить из жизненной необходимости преодоления существующего общего социального кризиса и предупреждения подобной ситуации в будущем.
2. Готовить элементную базу принципиально новых социальных систем, которые должны составить необходимую для сохранения жизни на Земле иную цивилизацию. Это означает, что «продукцией» педагогической деятельности должны быть субъекты предстоящей антикризисной деятельности, которые должны удовлетворять пяти основным критериям:
их деятельность должна объективно соответствовать тому, что требуется для эффективного решения социологической проблематики, тому, что требуется для обеспечения устойчивости, прогресса и счастья соответствующих социальных систем в иерархии этих систем;
действия этих субъектов должны основываться на самоуправлении, они не должны нуждаться во внешнем управлении и стимулировании; объективно необходимая деятельность субъектов должна задаваться их собственной сущностью и потребностью в проявлении этой сущности;
эти субъекты, действуя каждый по отдельности, в то же время должны сами обеспечивать взаимную координацию, согласованность по горизонтали и по вертикали; этой согласованности можно и нужно помогать, но прежде всего субъекты сами должны обеспечивать ее по собственной воле, по собственному выбору;
в процессе этой деятельности субъекты должны повышать собственную устойчивость, добиваться прогресса и счастья; они должны быть счастливы этой деятельностью и ее результатами по восходящей;
новые субъекты новых социальных систем должны обеспечивать передачу эстафеты следующим поколениям. Хвала мастеру, делающему прекрасные вещи, но трижды хвала педагогу, готовящему изготовителей таких прекрасных вещей.
- Актуальные проблемы современной педагогики
- Предисловие
- 1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности
- 2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики
- 3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности
- 4. Системная концепция образования
- 4.1. Системно-педагогическое понимание личности
- 4.2. Системная концепция интеллекта
- 4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта
- 4.4. Составные части образования как единого системного процесса
- 5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга
- 6. О технологиях образования
- 7. Особенности активных форм обучения на семинарских занятиях
- 7.1. Общие особенности активных форм обучения
- 7.2. Учебный семинар как «спор рядов»
- 7.3. Преподаватель против студентов
- 7.4. Студенты против преподавателя (брифинг)
- 7.5. Игровая контрольная
- 7.6. Диктант-контрольная (сочинение)
- 7.7. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий
- 7.8. Метод сценариев
- 1. Работа с текстовой информацией
- 2. Рекомендации по обобщению материалов
- 3. Словарь методических понятий
- 4. Анкета входного контроля развития навыков самостоятельной работы
- 5. Анкета выходного контроля навыков самостоятельной работы
- 6. Примерные темы докладов и рефератов
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Оглавление
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5