1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
2. Какие особенности применения стратегии кейс-стади к изучению молодежных субкультур?
3. Какие методы Вы посчитали бы нужным использовать в этнографическом исследовании, посвященном изучению:
– томских байкеров;
– геймеров ТУСУРа;
– фанатов команды «Томь».
Тема 2.3. Конкретные методы
исследований субкультур: глубинное интервью.
Глубинное интервью является важным способом получения необходимой информации о молодежных субкультурах. С помощью этого метода мы можем исследовать интересующие нас вопросы, для выявления которых необходим прямой вербальный контакт с представителями изучаемой общности.
Примерами таких вопросов могут быть:
– Основы мировоззрения представителей субкультуры;
– Интересы, ценности, особенности досуга;
– Отношение к другим субкультурам.
Мы не ставим задачу в данном методическом пособии подробно рассмотреть данный метод исследования, ограничимся лишь перечислением основных специфических особенностей интервью:
1. Подготовительный этап. В отличие от формализованных методов, составление программы исследования ограничивается постановкой целей и задач, выделением объекта исследования, описанием принципов выборки, интерпретацией понятий. Предварительное изучение проблемы (вторичных данных, статистики, литературы и других источников) не всегда обязательно – ряд социологов даже считают, что, выходя к носителям информации без предварительной подготовки, исследователь обладает более непосредственным, не искаженным взглядом в отношении изучаемого объекта. Гипотезы не формулируются, так как метод направлен не на подтверждение или опровержение уже имеющейся информации, а на поиск принципиально нового знания. Иногда интервью вообще проводится в самом начале исследования, носит разведывательный характер, предваряя анализ литературы и документальных источников.
Что может являться источником информации о молодежной субкультуре до начала полевого этапа? Прежде всего, это данные сети Интернет, специализированные сайты и тематические форумы. Академическая литература по вопросам субкультур, как правило, устаревает раньше, чем попадает в библиотеки и магазины – такова уж специфика этого изменчивого предмета исследования.
2. Определение целей и задач. Цели и задачи исследования могут корректироваться (уточняться) непосредственно при проведении полевого этапа. В зависимости от поступающих данных исследователь может расширить или изменить заранее определенные цели и задачи.
Исследователь должен отчетливо представлять себе конечную цель и основные задачи.
3.Принцип отбора участников. Договоренность о проведении интервью. Отбор интервьюируемых для проведения исследования не носит вероятностного характера – речь, скорее, идет о так называемой «теоретической выборке» – например, участник исследования должен быть «типичным» для данной социальной общности или, напротив, олицетворять крайние тенденции.
Необходимо заранее договориться об интервью, выбрать место и время, удобное для участника. Из нашей практики мы можем сделать вывод о том, что уговорить представителя какой-либо субкультуры дать интервью в большинстве случаев не составляет труда.
Тем не менее, есть ряд закрытых субкультур, с трудом идущих на контакт. Здесь полезным будет наличие «проводника», а основой отбора участников – метод снежного кома - мы просим опрошенного указать контактные данные других представителей этой общности, а также дать нам «рекомендацию». Как правило, в процессе интервью между интервьюером и участником исследования устанавливаются в некотором роде доверительные отношения, поэтому многие соглашаются позвонить и самостоятельно уговорить своего знакомого, интересующего нас как объект исследования, дать интервью.
4. Количество интервью. Объем выборки, как правило, не превышает 30 человек, а зачастую ограничивается 10 – 15. Для определения объема выборки действует следующие правила:
– В ряде случаев проведение полевого этапа исследования завершается, когда к нам перестает поступать новая информация.
– Если наша задача – изучение всей совокупности, зачастую выборка производится методом «снежного кома» (после интервью мы просим назвать контактные данные других представителей этой общности). Если называемые участниками исследования имена нам уже известны, мы принимаем решение о прекращении исследования. Данный подход реализуется в тех случаях, когда между представителями субкультуры существует взаимодействие, а их количество не превышает исследовательские возможности.
5.Характеристики исследователя для работы «в поле». Полевым называют этап исследования, когда мы приступаем к непосредственному контакту с изучаемой социальной общностью. Поэтому роль человека, непосредственно осуществляющего полевой этап, чрезвычайно важна, он должен обладать необходимыми навыками и квалификацией, а также определенным набором социально-психологических характеристик, способствующим налаживанию и поддержанию контакта с интервьюируемым. Поскольку при исследовании молодежных субкультур мы сталкиваемся с необходимостью контактировать с людьми, зачастую существенно отличающимися от самого социолога по возрасту, необходимо наличие обученных и квалифицированных интервьюеров, более близкого изучаемой совокупности по возрасту. Зачастую это становится проблемой, так как приходится искать «золотую середину», выбирая между интервьюерами, соответствующими по возрасту и теми, кто обладает высокой исследовательской квалификацией и опытом. Как показывает практика, опытный исследователь может преодолеть барьеры, связанные с разницей в возрасте: этому способствует владение специфическим сленгом и другими вербальными и невербальными способами налаживания контакта.
6. Исследовательская техника. Метод глубинного интервью предполагает естественный характер коммуникации. «Естественность подразумевает прямой визуальный контакт исследователя с исследуемым в привычной для него обстановке» [25]. Интервью не должно выглядеть как официальная беседа в виде вопросов и ответов, как, к примеру, на экзамене или собеседовании при приеме на работу. Наоборот, беседа должна быть непринужденной, интервьюируемый не должен подбирать слова, контролировать сказанное. Чем ближе интервью к непосредственному межличностному общению – тем лучше. Несмотря на то, что некоторые разновидности глубинного интервью (полуструктурированное) подразумевают наличие заранее составленного списка вопросов, такая структура не должна мешать естественному ходу беседы.
7. Продолжительность интервью. Одно интервью, как правило, занимает 1,5 – 2 часа. Это средние цифры, все зависит от конкретного респондента. Интервью, продолжительностью больше 2-х часов, приводит к усталости участника, негативному отношению или искажению информации. При необходимости можно провести несколько интервью с одним участником, это, как правило, лучше, чем увеличивать продолжительность единовременного контакта.
8.Фиксация данных. Как правило, интервью записывается на диктофон, иногда ведется видеосъемка. В случае, когда интервьюируемый возражает против ведения записи, исследователю приходится или отказываться от интервью, или полагаться на свою память – как правило, выбирается последнее, особенно в том случае, когда нам важно узнать от рассказчика конкретные факты, то есть что было сказано, а не как это было сказано.
Также в социологии разработаны принципы и правила ведения «полевых заметок» – здесь основная трудность, которая встает перед исследователем – он вынужден на месте решать проблему отбора данных, так как зафиксировать все не представляется возможным. Для облегчения работы по фиксации информации разработаны специальные знаки и символы, соответствующие различным речевым формам, особенностям разговоров [25] , [11].
Иногда ведение каких-либо записей крайне отрицательно влияет на контакт с респондентом. В этом случае исследователь старается запомнить информацию. Важной проблемой в случае фиксации данных интервью «по памяти» является воспроизведение текста, который называют «естественным словарем» объекта исследования.
В нашей практике против использования диктофона возражали представители таких субкультур как футбольные фанаты и скинхеды. Можно предположить, что при изучении субкультур, в той или иной степени занимающиеся противоправной деятельностью, такая проблема будет возникать постоянно.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования