logo search
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Драматургия культурно-досуговых программ

Культурно-досуговая про­грамма создается на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует подчеркнуть, что она имеет свою специфику.

Драматургия - это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматурги­ческое действие создается через выстраивание и проигрывание сю­жетно-образного решения программы.

Если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, которыми является и аудитория. Режиссёр идет от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе - ис­ходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.

В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивиду­ально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и опера­тивна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произве­дений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга - создать наиболее эффективное ин­теллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сцена­рии используется все многообразие выразительных средств как про­фессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специ­альных выразительных средств; использование документального и ху­дожественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой - конкретный, реаль­ный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

Формы культурно-досуговых программ реализуются на основе хорошо драматургически разработанных сценариев.

Сценарий - это подробная литературная разработка содержания.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Эти два понятия тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых собы­тий.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главно­му выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Творческая задача - пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

Одна из специфических особенностей сценария культурно-­досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным собы­тием.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала.

В сценарии нужно предусмотреть экспозицию, то есть ввод в дей­ствие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосред­ственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть пре­дельно четкими, лаконичными.

Основное действие. Эта часть подчиняется следующим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод дол­жен быть обусловлен, связан смысловыми "мостиками" с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым.

Законченность каждого отдельного эпизода. В миниатюре эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию. Действие необходимо обязательно довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал - весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Особенности драматургии культурно-досуговой программы, ее творческий характер увеличивают значение метода монтажа при созда­нии сценария. Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Особое значение это имеет для массового праздника, тяготеющего к символическим образам, большим обобщениям. Заданный ход, дви­гающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Важно отработать "мостики" от одного эпизода к друго­му. Удачный стык создает ощущение целостности двух совершенно разных элементов - песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и докумен­тальное выступление.

Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ - наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обоб­щенных образов героев прошлого и будущего.

Документальная основа - также специфична для драматургии культурно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы при­дать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Сценарии культурно-досуговой программы создаются двумя способами: собирательным и избирательным. Собирательная типизация - та, при которой автор создает обобщенный образ на реальной основе. В этом случае задача сценариста состоит в создании воображаемого об­раза, несущего в себе обобщение - характер современного положи­тельного героя: ветерана, участника Великой Отечественной войны, из­вестного человека. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей.

Сценаристу необходимо найти способ пробу­дить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импро­визации является внесение в сценарий элемента игры.

Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заключается в том, чтобы создать оригинальное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Важный вопрос для сценариста - определение формы культурно­досуговой программы. Форма культурно-досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Форма не может быть реализована без содержания, без смысла.

Культурно-досуговая программа - это наиболее универ­сальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жиз­ни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель.

Компонентами драматургии являются коли­чественные и качественные показатели, которые обладают следую­щими характеристиками:

- актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих

общественно-политических, социально-экономических, культурных за­дач, стоящих перед обществом;

- преемственность и последовательность в их подготовке и прове­дении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последую­щих программ как в организационном, так в педагогическом и художе­ственном аспектах;

- жанровое разнообразие программ, возможность модификации од­ной и той же программы.

Специфика драматур­гии определяется художественно-выразительными средствами культур­но-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.