Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к драмматургическому замыслу. Специфика постановки культурно-досуговых программ заключается в том, что наибольшая эффективность культурно-досуговой программы достигается тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссер. Ключ к решению постановки находится не только в драматургии но и в самой жизни, в соответствии с темой, местными особенностями, помещением, составом исполнителей и другими условиями. В культурно-досуговой программе существуют два замысла: драматургический и режиссерский. Оба замысла следует привести к художественному единству. В состав режиссерского замысла входит:
а) идейное истолкование или творческая интерпретация драмматургического произведения (сценария, инсценеровки);
б) характеристика отдельных персонажей;
в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе;
г) решение постановки во времени (в ритмах, темпах);
д) решение постановки в пространстве, в характере мизансцен и планировок;
е) определение характера и принципов сценографии и музыкально - шумового оформления.
На замысел оказывают существенное влияние творческие методы: игры, иллюстрации, театрализации.
Очень важно чтообы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или, как любил говорить В.И. Немирович - Данченко, из "зерна" будущей постановки. Для каждой постановки важно найти точную формулу, выражающую это зерно. "Зерно" приводит в действие фантазию режиссера. Качество режиссерского замысла определяется найденным образным решением. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, с ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое произведение, что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать? При создании замысла режиссеру необходим драматургический материал, для того, чтобы иметь перед собой полную картину той жизни, о которой пойдет речь на сцене. Режиссер как губка впитывает в себя всю литературную основу, все компоненты драматургического замысла, чтобы потом уметь передать все это актерам, поставить им четкие, конкретные задачи, соответствующие общей сверхзадаче постановки. Эмоциональное отношение к жизни (тот ракурс, под которым воспринимает ее режиссер) и есть сверхзадача режиссерского сценического воплощения. Замысел режиссера непосредственно связан с тем, насколько актуально данное произведение сегодня. Поэтому, как видим, режиссерский замысел вплотную связан с идеей и сверхзадачей будущей культурно - досуговой программы. Самый благородный замысел, самое глубокое предвидение, самая актуальная мысль не станут искусством до тех пор, пока они не выражены, не заключены в образную форму. Режиссеру необходимо научиться реализовать драмматургическое произведение воплощенным, и непременно в той единственной форме, которая наилучшим образом передаст авторское содержание. Такова главная задача режиссера, его функция как идейного и творческого руководителя постановки. Создавая культурно - досуговую программу, режиссер сразу "рисует" в своем воображении зримый образ будущей постановки. В нем режиссеру представляется общая атмосфера будущей постановки: характер музыки, цветовая гамма, мизансценические решения, может быть, сценографические моменты и т.д. Эти видения обычно ассоциативны. Необходимо тщательно проверять именно тем, что волнует режиссера сегодня в жизни. Режиссер должен разрабатывать концепцию воплощения своих видений в действии. Важна деятельная разработка всех составных частей постановки до мельчайших подробностей. Решения: мизансценическое, сценографическое, светозвуковое и, безусловно, сама игра актеров. Важно не оторваться от основной идеи, не уйти в деталировку, потому что подчас сильное увлечение деталями отвлекает внимание от целого, разрушает восприятие образа. В замысле режиссера культурно - досуговой программы сливаются воедино сценическая, философская, жизненная и эстетическая концепции. Культурно - досуговая программа только тогда будет близка зрителю, когда он почувствует в ней правду жизни, волнующую его сегодня, и заставит задуматься. Режиссер имеет право начать работу с любого компонента : с декоративного оформления, с мизансцен, с ритма или общей атмосферы, не забывая что главным элементом является актер. Нельзя признать решение постановки найденным пока не решен основной вопрос - кто будет играть в этой программе? Замысел есть результат раскрытия внутреннего содержания драматургического материала. Иными словами, если до зрителя донесено внутреннее содержание сценария, значит замысел воплощен, достигнута цель, которую поставил перед собой автор сценария культурно - досуговой программы. А раскрытию внутреннего содержания и служат все приемы и выразительные средства, которые имеются в наличии у режиссера. Постановщик культурно - досуговой программы, во - первых, начинает работу с процесса выявления проблемы. Второе. Постановщик встречается с будущим исполнителями, распределяют роли, создает из них единомышленников в достижении творческой цели. Следует увлечь своим замыслом, чтобы каждый участник знал и понимал свою задачу и был готов ее реализовать. Третье. Репетиционный период, как правило, занимает немного времени, ввиду интенсивности работы учреждений культуры. В связи с этим репетиции проводятся чаще всего по эпизодам. Важным документом, над которым приходится трудиться режиссеру-постановщику, - это репетиционный план. Репитиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, а затем и в самом помещении, где будет проходить представление. Режиссер расписывает репетиции, умело чередуя занятость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет. Режиссер, пишет звуковую партитуру, включающую в себя музыку и шумы, которая необходима для планомерной работы звукорежиссера. Им же создается световая партитура, где по эпизодам подробно расписываются все световые точки и переходы. Не менее важное умение - работа с документами. Режиссерская документация включает режиссерский план постановки, режиссерский монтажный план, музыкальную партитуру, план использования киноматериала. В режиссерской плане кратко излагаются основные компоненты будущей постановки, определяются последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе, характеристика пролога, продумываются "мостики" между эпизодами и уточняется номер - эпизод. Затем создается монтажный лист - графическое изложение режиссерского замысла. В нем точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения, задания всем службам учреждения культуры. Монтажная партитура включает в себя пять граф монтажного листа: эпизод, номер, исполнители, акомпанимент, киноролики. Музыкальная партитура способствует общему развитию темы программы, обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей. Режиссерам - постановщикам культурно - досуговых программ важно уметь владеть и искусством светового оформления. Иногда необходимо составлять световую партитуру отдельного номера. Одновременно с этим проводятся технические монтировочные репетиции на сцене. Целесообразно совместить монтировочные репетиции света и звука. После того, наступает время первых сценических репетиций. Таким образом, режиссерский замысел культурно - досуговых программ является важным условием, обеспечивающим успех как отдельной культурно - досуговой программы, так и успех работы всего учреждения культуры.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы