Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
Понятие «культуры» трактуется в социальной науке достаточно широко. Невозможно найти однозначного определения данного социального феномена. Иногда понятия «культура» и «общество» в работах социологов трактуются как тождественные, ряд исследователей рассматривает культуру как подсистему общества, часть исследователей, напротив, считают понятие культуры шире, чем понятие общества. В любом случае, универсального определения культуре дать невозможно. «Культура – понятие многоплановое, сложное неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации» [29]. «Определений культуры в научной литературе существует много. Высказывается даже мнение, что найти адекватное определение культуры, отвечающее задачам общетеоретического ее изучения, невозможно» [23].
Михаил Соколов, социальный антрополог и социолог, пишет: «…в известной статье, опубликованной почти полвека назад, Кребер и Клакхон проанализировали около 200 насчитанных ими определений слова «культура» (Kroeber and Kluckhorn, 1952). С тех пор их количество выросло, должно быть, по меньшей мере, в два раза – никто не решился повторить ту же работу в 90-х годах. Некоторое время спустя известный антрополог Гарольд Конклин разделили все эти дефиниции на две группы – на те, которые объявляли культуру «абстракцией поведения», и те, которые провозглашали ее «абстракцией для поведения» (Keesing and Keesing, 1971). Первые предполагают, что «культура» – это слово, используемое для обозначения того, чем поведение членов данной группы отличается от поведения членов других групп, это аналитический конструкт, изобретаемый исследователем. Вторые, напротив, видят в культуре совокупность тех ментальных структур, с помощью которых сами носители этих отличий организуют свое поведение. Таким образом, если первое определение помещает «культуру» в голову этнографа, то второе отводит ей место в голове его информантов» [27].
Подходы к определению культуры в социологии различаются в зависимости от того теоретического направления, которого придерживается исследователь в каждом отдельном случае. Рассмотрим наиболее распространенные концепции культуры.
Эволюционистский подход
Представители: Спенсер Г., Морган Л. и др.
Основная идея этого подхода заключается в том, что культура эволюционирует подобно природной среде – от простых форм к сложным. Эволюционисты обобщали и систематизировали все элементы культуры, доказывая, таким образом, эволюционный характер ее развития.
Марксистская концепция.
Маркс К.
С точки зрения данной концепции культура подразделяется на два типа – материальную и духовную. С точки зрения К. Маркса, феномены духовной культуры общества – идеи, верования, ценности и мораль и т.п. – детерминированы производственными отношениями, т.к. культура является надстройкой, а производственные отношения – базисом.
Фрейдистский подход.
Фрейд З.
З. Фрейд противопоставлял культурное и инстинктивное. По его мнению, конфликт современного человека обусловлен противоречиями между требованиями цивилизации (культурой) и природными биологическими потребностями. Чем выше уровень развития культуры общества, тем больше запретов оно налагает на индивида. Общество вырабатывает формы контроля инстинктивных побуждений.
«Понимающая» социология.
Представители: Вебер М., Зиммель Г.
Представители данного направления, в частности, М. Вебер, дискутировали с Марксом в отношении детерминации духовной жизни общества экономическим базисом. Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма», напротив, связывает расцвет капиталистического производства с религиозными воззрениями западного мира.
Функционализм
Представители: Дюркгейм Э., Парсонс Т. и др.
Культура является подсистемой общества, функция которой – поддержание ценностных образцов и, как следствие, воспроизводство системы. Культурные образцы передаются от поколения к поколению с помощью системы социализации.
Символический интеракционизм
Представители: Мид Дж., Кули Ч., Блумер П. и др.
Культура общества – это мир символов. Взаимодействие возможно благодаря существованию упорядоченной системы символов и значений.
Кратко рассмотрев различные подходы к определению культуры, мы можем выделить следующие представления:
– Культура как совокупность материальных продуктов, созданных человеком;
– Культура как совокупность духовных ценностей;
– Культура как система ограничений животных инстинктов;
– Культура как система символов, упорядочивающих взаимодействия людей.
Данный список определений культуры, безусловно, не является исчерпывающим.
Контрольные вопросы по теме 1.1.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования