logo search
гос

Значащие символы и субкультуры.

Субкультурные символы –  это социальные объекты, ассоциирующиеся у представителей социальной общности или иногда у общества в целом с определенной субкультурой. Символами субкультуры может быть стиль одежды или приверженность к определенным торговым маркам, музыка и «вредные» привычки, манеры поведения или характерный сленг и интонации в беседе, жесты или темы разговоров.

Каким образом работает эта система символов в нашем сознании? Мы проводили такой эксперимент: просили студентов с помощью прохожих выяснить расположение библиотеки в одном из районов города. Потом мы просили проанализировать тех, кто участвовал в эксперименте, по каким признакам они выбирали человека, к которому подходили с вопросом о библиотеке.

Первым ответом, который приходит в голову, как правило, будет – «я подходил(а) к первому встречному». Но дальнейший анализ показал, что это не соответствует истине. Студенты выбирали в потоке людей тех, кто «может знать, где библиотека». Фактически, их задачей было определить это по некоторым визуально-наблюдаемым символам (социально-демографическим особенностям, одежде, поведению или даже выражению лица и т.п.). Участники анализировали собственные мыслительные акты, с помощью которых они определяли «тех, кто знает».

Вот примеры таких логических построений:

«Женщина средних лет, в старом пальто, с папкой в руках, в очках – значит, интеллигентная – знает».

«Юноша в спортивных штанах и кепке-восьмиклинке – значит, гопник – не знает».

«Девушка в джинсах с цепью на боку и в гриндерсах – значит, неформалка – они часто читают книги – может знать».

«Мужчина в возрасте с пивом в руках, одет неряшливо – работяга на пенсии – не знает».

Фактически, на основании ряда символов делался вывод о принадлежности человека к определенной субкультуре, а уже потом достраивался образ этого человека – сюда входит целый комплекс его характеристик – и «знает, где библиотека», и «неблагополучная семья», и «скорее всего, занимается спортом» и т.д.

Большая часть таких построений происходит бессознательно и нерефлексивно. Мы интуитивно определяем «людей нашего круга» – то есть принадлежащих к схожей с нами субкультуре. Понятно, что такие люди пользуются нашим расположением и доверием, с ними легче происходит налаживание контакта и т.п. – причем, все это зачастую происходит неосознанно.

Тем не менее, иногда символы в субкультуре применяются сознательно. Это происходит, прежде всего, в тех субкультурах, где выявление «своих» и «чужих» является значимым. Например, представители тюремной субкультуры определяют «своих» по знанию специфического сленга («фени»), так же как и скинхеды – по маркам одежды. Гомосексуальные субкультуры также используют ряд символов для опознания «своих» и т.д.