1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
2. Какие личные документы можно использовать для анализа субкультуры? Приведите примеры таких документов:
– текстовых;
– иконографических;
– фонетических.
3. Какие виды статистической информации могли бы вам помочь в изучении:
– криминальных сообществ;
– религиозных субкультур;
– ролевиков.
Тема 2.7. Нетрадиционные источники
информации о молодежных субкультурах.
Новые техники использования «старых»
методов.
Развитие новых средств коммуникации, с одной стороны, и специфика самого объекта исследования, с другой – требует переосмысления традиционного подхода к изучению социальных общностей.
Помимо традиционных методов – все разновидности опросов, фокус-группа, наблюдение, эксперимент, анализ документов – мы ищем новые способы раскрыть специфику субкультуры как объекта исследования.
Кроме того, давно существующие методы приобретают новые черты.
Метод опроса.
Сегодня с развитием Интернета метод опроса получил новое развитие. Опросы активно проводятся в сети Интернет – зачастую это единственный способ получить доступ к представителям той или иной молодежной субкультуры.
Формализованные и полуформализованные опросы в сети.
На различных форумах выкладывается анкета, где посетителей просят ответить на вопросы. Варианты ответов или уже сформулированы заранее исследователем, или респондент отвечает в свободной форме.
Индивидуальное интервью в Интернете.
Сеть предлагает нам различные возможности общения. Это может быть реализовано через «приват» в чате, общение в «аське» (ICQ) и подобных ей программах для коммуникации в режиме on-line, голосовой Интернет-телефон и пр.
Проблема – это оценка достоверности полученных данных. Интернет – это пространство, где обитает огромное количество мистификаторов. Применение привычных способов, основанных на визуальном и аудиальном контакте, с помощью которых мы понимаем, говорят ли нам правду – невозможно.
Групповое обсуждение в сети.
Создав интересующую нас тему на каком-либо форуме, мы можем анализировать полученные сообщения. В отличие от индивидуального интервью (как в сети, так и при личном контакте) и от группового интервью (фокус-группы), исследователь не может структурировать, направлять, корректировать дискуссию. Но такое свободное направление, которое принимает обсуждение заявленной темы, уже само по себе интересно для социолога.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования