1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
2. Насколько, по вашему мнению, репрезентативны Интернет-опросы?
3. Приведите примеры тем исследования, для раскрытия которых лучше использовать метод формализованного интервью (по сравнению с анкетированием).
4. Приведите примеры, когда предпочтительнее использовать анкетирование (по сравнению с формализованным интервью).
Тема 2.6. Анализ документов
Документом в социологическом исследовании называется специально созданный предмет, предназначенный для хранения информации. Мы можем выделить следующие виды документов:
1. Письменные и печатные документы на бумажном и электронном носителе;
2.Иконографическая документация (кино-, видео -, и фотодокументы, картины и т. д.);
3. Фонетические документы (аудиозаписи).
Виды документов.
Таблица 2.3.
Текстовые документы – это наиболее обширный источник информации. | Статистические документы: Общегосударственная статистика, отраслевая статистика, статистика предприятия. |
Официальные документы: государственные, партийные, судебные и иные материалы – законы, указы, постановления и т.п. | |
Историко–архивные материалы
| |
Научные данные: Отчеты, специализированные издания, литература. | |
Личные документы: Дневники, записки, автобиографии, письма. | |
Прессовые источники: Газеты, журналы, Интернет-издания. | |
Иконографические документы. | Картины, видеозаписи, данные камер слежения, кинофильмы, домашнее видео и т.п. |
Фонетические документы. | Записи интервью, записи телефонных разговоров, записи официальных речей и т.п. |
С одной стороны, социологи обращаются к документальному исследованию, как к способу получения необходимой информации для формулировки гипотез и интерпретации понятий. С другой стороны, анализ документальных источников вполне может быть самостоятельным методом исследования.
Методы анализа личных документов: дневников, писем, видеозаписей, Интернет-переписки и т.п. сегодня активно используются в качественных исследованиях. Ниже нами будут рассмотрены новые разновидности этого метода.
Контрольные вопросы по теме 2.6.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования